Мифы о высшем образовании

«Российское образование лучшее в мире». «ЕГЭ – зло для абитуриентов». «Учиться нужно только в столичных университетах».  «Бесполезно учиться онлайн». Какие мифы о высшем образовании еще существуют? Исследователи лаборатории «Развитие университетов» проанализировали 11 наиболее заметных. А вы подвержены влиянию мифов? Да или нет? Наши небольшие видео помогут вам за короткое время составить собственное аргументированное представление о современной высшей школе.  Каждый вечер в 20.00 – новый эпизод в пабликах Института.


Стать участником Школы исследователей «Развитие университетов»: https://uni.hse.ru/kurs    

Участники Школы получат возможность вместе с командой специалистов Лаборатории освоить новое исследовательское поле и повлиять на развитие реальных университетов.



Мифы о высшем образовании:

1. Российское высшее образование уникально7. Высшее образование определяет шанс на успех в жизни
2. Все университеты одинаковые8. Российские университеты выпускают слишком много экономистов
3. От ЕГЭ одни проблемы 9. В университеты поступают только дети богатых родителей
4. От прекрасного советского образования ничего не осталось10. Рейтинги и программы превосходства не дают объективной информации
5. Хорошее высшее образование можно получить только в Москве или Санкт-Петербурге11. Онлайн образование — неполноценное
6. Можно хорошо заработать и без высшего образования 

Российское высшее образование уникально



Дополнительные материалы к видео
Что почитать по теме:

С 2003 года Россия постепенно вводила элементы Болонского процесса в национальную систему высшего образования. Спустя 10 лет исследовательницы из Института образования НИУ ВШЭ представили доклад об изменениях высшей школы после принятия болонских принципов. В тексте вы найдёте графики и прогнозы развития бакалавриата и магистратуры в России.

Вхождение России в Болонский процесс повлияло на чиновников, преподавателей и студентов. Появились магистерские программы, теперь привычно проводить в университете 6 лет – 4 года в бакалавриате на одной специальности и ещё 2 в магистратуре – часто на совершенно другом направлении подготовки. «Теории и практики» поговорили со студентами магистратуры ведущих российских университетов и узнали о их образовательных траекториях.

Исследования, использованные при подготовке видео:

Кларк, Б. Р. (2011).  Система высшего образования: академическая организация в кросс-национальной перспективе . Издательский дом Высш. шк. экономики.

Melin, G., Zuijdam, F., Good, B., Angelis, J., Enberg, J., Fikkers, D. J., ... & Zegel, S. (2015). Towards a future proof system for higher education and research in Finland. Publications of the Ministry on Education and Culture, Finland, 11. URL: https://julkaisut.valtioneuvosto.fi/bitstream/handle/10024/75119/okm11.pdf?sequence=1&isAllowed=y

OECD (2018), Spending on tertiary education (indicator). doi: 10.1787/a3523185-en (Accessed on 27 September 2018)

OECD (2018), Population with tertiary education (indicator). doi: 10.1787/0b8f90e9-en (Accessed on 27 September 2018)

Marginson, S. (2016). The worldwide trend to high participation higher education: Dynamics of social stratification in inclusive systems.  Higher Education ,  72 (4), 413-434.

Центр стратегических разработок и НИУ ВШЭ (2018). Двенадцать решений для нового образования.

Все университеты одинаковые



Дополнительные материалы к видео
ЧТО ПОЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:

Исследователи считают, что однообразие университетов может даже навредить системе. Учёный из Международного центра исследований в области высшего образования Университета города Касселя — Ульрих Тайхлер, посвятил важности разнообразия вузов статью.

«Не пренебрегать многообразием и самобытностью вузов, избегать их жесткой иерархизации, повышать социальную значимость высшего образования, улучшать качество преподавания и исследований в университетах „средней руки“ — таков рецепт продуктивного развития национальных образовательных систем», — утверждает профессор Тайхлер.

ИССЛЕДОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВИДЕО:

Кузьминов, Я. И., Семенов, Д. С., & Фрумин, И. Д. (2013). Структура вузовской сети: от советского к российскому «мастер-плану». Вопросы образования, (4).

Huisman, J., Smolentseva, A., & Froumin, I. (2018). 25 years of transformations of higher education systems in post-Soviet countries: Reform and continuity.

От ЕГЭ одни проблемы

Дополнительные материалы к видео
ЧТО ПОЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:

До введения ЕГЭ выпускники региональных школ не могли выбирать из пяти университетов или без дополнительных экзаменов переезжать в другой город. Исследователи называют эти ограничения проблемами доступа к высшему образованию. Статья Косарецкого, Пинской и Груничевой раскрывает, почему проблема доступа так остро стояла в России, и зачем требовалось её решение.

Виктор Болотов управлял Рособрнадзором во времена апробации и распространения ЕГЭ. В одном из своих интервью учёный рассказывает увлекательные истории о введении единого экзамена: зачем ректорам смотреть в глаза абитуриентам, как выпускники научились замечать нарушения и почему важные тестовые задания.

Министр образования с 1998 по 2004 год Владимир Филиппов задумался о ЕГЭ на Всероссийском съезде работников образования в 2000 году. Тогда педагоги и чиновники признали проблему доступа к ведущим вузам и несоизмеримость выпускных школьных и вступительных вузовских экзаменов. В интервью для издания «Теории и практики» бывший министр отметил: «Я благодарен судьбе, что оказался одним из создателей этой системы».

ИССЛЕДОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВИДЕО:

Прахов, И. А. (2015). Динамика инвестиций и отдача от дополнительной подготовки к поступлению в вуз. Прикладная эконометрика, (1 (37)).

Slonimczyk, F., Francesconi, M., & Yurko, A. V. (2017). Moving On Up for High School Graduates in Russia: The Consequences of the Unified State Exam Reform. URL: http://ftp.iza.org/dp10679.pdf

От прекрасного советского образования ничего не осталось

Дополнительные материалы к видео
ЧТО ПОЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:

Радикальные перемены 1990-х годов сочетались с финансовым кризисом и энтузиазмом реформаторов. Свидетель и идеолог трансформации образования в России 90-х – Евгений Ткаченко, рассказывает об этом времени в монологе для издания «Теории и практики».


ИССЛЕДОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВИДЕО:

Huisman, J., Smolentseva, A., & Froumin, I. (2018). 25 years of transformations of higher education systems in post-Soviet countries: Reform and continuity.


Хорошее высшее образование можно получить только в Москве или Санкт-Петербурге

Дополнительные материалы к видео
ЧТО ПОЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:

В 2012 году Надежда Замятина представила исследование миграции абитуриентов на основе данных соцсетей. Теперь в изучении этих процессов не обойтись только опросами или только общими статистическими показателями.

Когда мы обсуждаем причины переезда студентов в другой город, в голову приходит престижность университета и способности абитуриента туда поступить. Стоимость обучения, проживания и время в дороге до вуза – это такие же важные критерии выбора университета, как и престижность. Исследователи лаборатории «Развитие университетов» посвятили отдельный выпуск аналитического сборника «Современная аналитика образования» именно этим критериям.

Свежую статистику и прогнозы миграции студентов вы найдёте в интервью профессора Института образования Ирины Абанкиной изданию «Коммерсантъ».  А научно-популярную версию исследования «Межрегиональная миграция молодежи в России: комплексный анализ демографической статистики» читайте в материале «Мела».

ИССЛЕДОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВИДЕО:

Кашницкий, И. С., Мкртчян, Н. В., & Лешуков, О. В. (2016).Межрегиональная миграция молодежи в России: комплексный анализ демографической статистики Вопросы образования , (3).

Козлов, Д. В., Платонова, Д. П., & Лешуков, О. В. (2017). Где учиться и где работать: межрегиональная мобильность студентов и выпускников университетов О. В Лешуков.–М.: НИУ ВШЭ .


Можно хорошо заработать и без высшего образования

Дополнительные материалы к видео
ЧТО ПОЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:

Ещё больше о том, как человеческий капитал и премия за образование работают в России, написано в статьях «Ведомостей». В первой публикации исследователи Владимир Гимпельсон и Ростислав Капелюшников рассуждают о последствиях образовательного бума для экономики России. Во второй – Иван Любимов объясняет причины высокой отдачи высшего образования в экономику.

ИССЛЕДОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВИДЕО:

Schultz, T. W. (1961). Investment in human capital. The American economic review, 51(1), 1-17. Becker, G. S. (1964). Human capital theory. Columbia, New York, 1964.
Mincer, J. (1962). On-the-job training: Costs, returns, and some implications. Journal of political Economy, 70(5, Part 2), 50-79.
Spence, A. M. (1974). Market signaling: Informational transfer in hiring and related screening processes (Vol. 143). Harvard Univ Pr.


Высшее образование определяет шанс на успех в жизни


Дополнительные материалы к видео
ЧТО ПОЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:

Кажется, что общественное мнение о высшем образовании одно: очень важно его получить. Опросы показывают, что оно очень разнообразно. Мнение о ценности высшего образования различается в зависимости от дохода семьи, уровня образования ребёнка и многих других факторов. Подробнее об этом в статье Петренко, Галицкой и Шмерлиной.

Различные запросы к качеству высшего образования рождает университеты с разным предложением, утверждает Давид Константиновский. В своей статье учёный рассуждает о том, как появились университеты, выдающие дипломы без навыков, и что с этим можно делать. 

Наконец об истории появления мифы о ценности высшего образования читайте в статье из спецпроекта издания «Теории и практики».

ИССЛЕДОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВИДЕО:

Левада-Центр (2017) Школьные предметы, единые учебники и ЕГЭ. URL:https://www.levada.ru/2017/06/06/shkolnye-predmety-edinye-uchebniki-i-ege/

Репрезентативный опрос НИУ ВШЭ, население РФ в возрасте 15-72, `N=6000 человек, апрель 2018 г.


Российские университеты выпускают слишком много экономистов

Дополнительные материалы к видео
ЧТО ПОЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:

Ректоры университетов и HR-специалисты рассуждают о переизбытке экономистов на рынке труда: да, их много на уровне управления компанией или мелких клерков, а качественных специалистов среднего уровня не хватает.

Какие вузы заканчивают многочисленные экономисты? «Ведомости» показывают, большая часть выпускников юридических и экономических специальностей окончили неэкономический, зачастую технический вуз.

ИССЛЕДОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВИДЕО:

Натхов, Т., & Полищук, Л. (2012). Инженеры или юристы? Институты и спрос на высшее образование .  Вопросы экономики , (10), 30-51.

В университеты поступают только дети богатых родителей

Дополнительные материалы к видео
ЧТО ПОЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:

Руководители Гарварда и политики уверены: разрыв в образовательных возможностях приводит к неравенству в обществе. Подробнее эта позиция объясняется в красивом и грустном видео от Гарварда (англ.).

А здесь можно порыться в данных и графиках о неравенстве в разных странах (англ.). В графиках можно выделить дифференциацию разных типов: по гендеру, локации, доходу и национальности. Например, профиль России.

Ещё больше о связи неравенства и образования и неожиданных последствиях этой связи в статье «Ведомостей». И наконец, максимальное погружение в исследования образовательного неравенства в России – коллективная монография. По ссылке короткое описание книги и отдельные главы о воспроизводстве неравенства, доступе к дополнительному образованию и связи неравенства с успехами студентов.

ИССЛЕДОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВИДЕО:

Капуза, А. В., Керша, Ю. Д., Захаров, А. Б., & Хавенсон, Т. Е. (2017). Образовательные результаты и социальное неравенство в России .  Вопросы образования , (4).

Константиновский, Д. Л., Абрамова, М. А., Вознесенская, Е. Д., Гончарова, Г. С., Костюк, В. Г., Попова, Е. С., & Чередниченко, Г. А. (2015). Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования.  М.: ЦСП и М .

Прахов, И. А., & Юдкевич, М. М. (2012). Влияние дохода домохозяйств на результаты ЕГЭ и выбор вуза .  Вопросы образования , (1).

Boudon R. (1974) Education, Opportunity, and Social Inequality. N.Y.: Wiley.

Jackson, M. (Ed.). (2013). Determined to succeed?: performance versus choice in educational attainment. Stanford University Press.

Konstantinovskiy, D. L. (2017). Expansion of higher education and consequences for social inequality (the case of Russia) . Higher Education, 74(2), 201-220.

 Smolentseva A., Froumin I., Konstantinovskiy D., Lisyutkin M. Russia / Canwell B., Marginson S., Smolentseva A. (Eds.). High participation systems of higher education. Oxford University Press (в печати).


Рейтинги и программы превосходства не дают объективной информации

Дополнительные материалы к видео
ЧТО ПОЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:

В интервью изданию «Эксперт» Михаил Лисюткин дальше рассуждает о российской программе превосходства «5-100» и мировых рейтингах. А здесь подробнее о проекте «5-100».

ИССЛЕДОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВИДЕО:

Froumin, I., & Lisyutkin, M. (2015). Excellence-driven policies and initiatives in the context of Bologna process: Rationale, design, implementation and outcomes. In The European Higher Education Area (pp. 249-265). Springer, Cham.

Джамил, С., & Фрумин, И. Д. (2013). Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России. Вопросы образования, (1).

Онлайн образование — неполноценное

Дополнительные материалы к видео
ЧТО ПОЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:

Исследования об онлайн-курсах только набирают обороты. Так, в “New York Times” авторы критикуют онлайн-образование за пренебрежение не успевающими студентами (англ.). А учёные из ВШЭ доказали, что онлайн не менее эффективен, чем офлайн. Правда, в обоих публикациях авторы сводятся во мнении, что лучше всего использовать смешанный формат преподавания.

Кроме преподавания и обучения онлайн-курсы серьёзно изменили экономику образовательных организаций. Подробнее об этом в материале «Коммерсанта».

ИССЛЕДОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВИДЕО:

(2013) Major Players in the MOOC Movement. Retrieved from http://chronicle.com/article/The-Major-Players-in-the-MOOC/138817/

Kosslyn, S. M., & Kerrey, B. (2017). Building the Intentional University: Minerva and the Future of Higher Education. MIT Press.

Каталог онлайн курсов НИУ ВШЭ. URL: https://elearning.hse.ru/mooc

Cовременная комбинаторика. Первая в России онлайн-магистратура. URL: http://omscmipt.ru/

Универсариум – открытая межвузовская площадка электронного образования. URL: https://universarium.org/

Курсы, представленные российскими университетами и компаниями на платформе Coursera. URL: https://www.coursera.org/about/partners/ru