Публикации
Soviet higher education had a distinctive institutional landscape. It combined two institutional types in a uniform model that embedded higher education in the national economy. This paper focuses on the post-Soviet system-level changes in the institutional landscape in all 15 countries of the former USSR. It shows that over last three decades the Soviet two-type institutional model evolved into a three-type model, with the specialized university as a new institutional type. Highlighting the instruments of horizontal and vertical differentiation for each country, the paper explains how structural reforms and market forces led to the rise of the university/ multiversity form of institution, and the strengthening of vertical stratification at system level. The comparative analysis shows that there have been different patterns of transformation in the 15 countries, shaped by unique combinations of structural reforms and marketization policies, with certain countries having made more distinctive steps away from the Soviet institutional model. There are now 15 formally different systems of higher education which poses further questions for comparative analysis.
Вопрос о месте высшего образования в государственной политике распределения общественных благ актуализируется на фоне его экспансии и усиления роли в определении жизненных шансов. В статье рассматриваются дефициты и перспективные направления академической дискуссии о системах высшего образования в разных моделях (режимах) государств всеобщего благосостояния. Используется метод критического обзора исследований. На основе сравнения доступности образования, институционального дизайна образовательных систем и социальной стратификации выделены характерные для либерального, консервативного и социально демократического режимов профили распределения высшего образования.
This chapter is aimed at providing insights into main engagement and disengagement factors in international doctoral students (IDS) experiences at Russian universities. Following the Tinto’s model of student departure, we look at two domains of IDS integration - social and academic. Based on data from 20 semi-structured in-depth interviews with IDS in three Russian universities we show that involvement in the university knowledge community and monetary support are the main factors of engagement that leads to positive IDS experience. At the same time language barriers, bureaucracy of the system of Russian higher education and an absence of a peer-support from the national communities are named among the main disengagement factors.
Выпуск «Высшее образование в России и за ее пределами» посвящен анализу рынка труда для выпускников вуза. Эта тема является ключевой для анализа соответствия высшего образования нуждам и требованиям рынка труда. Актуальность данной темы подчеркивается тем, что в системах высшего образования многих постсоветских стран произошла значительная массовизация, которая сопровождалась недофинансированием сферы образования. Массовые и недостаточно финансируемые системы высшего образования могут привести к сильной дифференциации отдачи от высшего образования и возможности трудоустройства выпускников, снижению надбавки к заработной плате выпускников и проблемам переобучения и несоответствия профессиональной деятельности и образования.
В статье рассматривается влияние некогнитивных характеристик квалифицированных сотрудников на принятие решения о добровольном увольнении в течение первого года работы. Использование личностных качеств как детерминант такого решения изучено недостаточно, в отличие от факторов удовлетворенности работой и приверженности организации. Исследовательская задача состояла в идентификации показателей, указывающих на склонность сотрудника к смене компании. Методология исследования представлена концепцией некогнитивных характеристик Дж. Хекмана и концептуальными положениями психологии личности. Основным методом работы являлось эконометрическое моделирование. Базу данных составили результаты эмпирической оценки 243 претендентов на трудоустройство в АО «Международный аэропорт «Шереметьево» в 2019 г. и сведения об их увольнении в течение первого года работы. Использованы также внутренняя отчетность компании и материалы Росстата. Применение пробит-модели бинарного выбора позволило установить, что наряду с относительной заработной платой и специфичностью навыков работника на его склонность к добровольному увольнению влияют такие некогнитивные характеристики, как оценка собственной эффективности, локус контроля и тип мышления. Снижают вероятность смены компании в течение одного года после трудоустройства рационально-ориентированный тип разрешения кризисных ситуаций и высокий уровень самовосприятия эффективности и значимости работы. Кроме того, укрепляют намерение остаться в организации высокая должность и высокая относительно рынка заработная плата. С учетом результатов исследования предложены рекомендации для HR-менеджеров компаний по сохранению квалифицированного персонала.
В октябре 2021 года состоялась II Международная научно-практическая конференция «Большие данные в образовании: доказательное развитие образования»1 . На мероприятии прошел круглый стол по проблематике архитектуры данных и аналитики данных в образовании. Предлагаем вашему вниманию фрагменты докладов некоторых участников.