Проект «Ландшафт российской магистратуры»

Описание проекта«Ландшафт российской магистратуры»

Главная задача проекта - разработка стратегии развития магистерского образования в России на основе актуальных данных о сложившихся и желаемых моделях магистратур в российских вузах.

В 2021 году Институт образования НИУ «Высшая школа экономики» совместно с Фондом запустили исследовательский проект, посвящённый изучению состояния российского магистерского образования.

Данный проект является логическим продолжением всероссийского исследования «Рождение российской магистратуры», реализованному в 2018-2020 гг. и был посвящен анализу эффектов становления и развития магистратуры в России, охватив 19 вузов. 

Новый проект «Ландшафт российской магистратуры» предполагает охват 45 российских вузов, а также анализ вторичных данных по всем государственным вузам Российской Федерации. Разработанная на основе данных интерактивная карта российской магистратуры позволит получить свободный доступ к актуальной информации о состоянии магистерского образования по регионам, типам вузов (национальные исследовательские, федеральные и др.) и отраслевой принадлежности.

Исследование ландшафта магистерского образования в России позволит:

  • выявить «точки роста» и уникальные магистерские программы,
  • проанализировать мотивы и самые популярные «треки» поступления в магистратуру;
  • описать типический портрет магистранта и преподавателя магистратуры,
  • выявить наиболее востребованные направления подготовки в привязке регионам РФ и типам вузов;
  • создать аналитические модели типов российских магистратур;
  • разработать рекомендации по стратегиям развития магистерского образования в России.

Проект включает в себя не только масштабные полевые исследования, но и работу с имеющейся статистикой, а также интервьюирование руководителей вузов по вопросам стратегии развития магистерских программ.

 

Подробнее о проекте: по ссылке

Описание проекта «Рождение российской магистратуры»

За прошедшие годы многие вузы накопили значительный опыт подготовки бакалавров и магистров по ряду направлений, но предшествующие практики дают о себе знать  Особый исследовательский интерес представляет именно магистратура. Будучи второй ступенью образования, магистратура предполагает  как развитие научно-исследовательского потенциала у обучающихся и первичное рекрутирование научно-педагогических кадров, так и преследует более амбициозную задачу по формированию управленческих компетенций и развитию креативного мышления. Иными словами, она нацелена на подготовку профессиональных специалистов, восприимчивых к изменениям, происходящим в современном мире.

Магистратура также даёт возможность молодым специалистам более гибко реагировать на потребности рынка труда – приобретая дополнительные необходимые компетенции за счёт возможности выбора другого трека.

Проект начал свою работу в ноябре 2018 года под руководством Института образования НИУ ВШЭ и при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Цель проекта

  1. Анализ эффектов становления и развития магистратуры в России;
  2. Разработка предложений для формирования политики в сфере развития двухступенчатого высшего образования.

Исследование включает в себя:

  1.  Комплексный анализ эффектов становления и развития магистратуры
  2.  Выявление барьеров развития и разработка путей их преодоления
  3.  Анализ и оценка магистратуры как среды формирования и развития компетенций
  4.  Разработку подхода к оценке магистратуры
  5.  Формирование стратегии развития магистратуры с учетом интересов стейкхолдеров
  6.  Анализ предпочтений стейкхолдеров по отношению к образовательным организациям и магистерским программам (наиболее и наименее востребованные программы магистратуры)
  7.  Типологизацию магистратуры

  • Опрос студентов

    Выборка: 

    Численность выборки – 3 250 человек. Опрос проводится в 19 вузах, расположенных в 16 регионах РФ. Выборка стратифицированная многоступенчатая.

    Основания  для стратификации:
    1. Региональная принадлежность
    2. Статус вуза (научно-исследовательские университеты, федеральные университеты, опорные вузы, другие вузы)
    3. Экономическое развитие региона
    4. Ступень обучения (бакалавриат, магистратура), студенты бакалавры – 3500 человек, магистранты – 1140 человек.
     Измеряемые индикаторы:
    • мотивация обучения, особенности самоопределения (референтные группы, ценностные ориентиры и пр.);
    • траектория поступления на образовательную программу;
    • образовательная миграция;
    • образовательные и карьерные стратегии;
    • ожидания от программы;
    • удовлетворенность получаемым образованием;
    • социально-демографические характеристики (возраст, доход, уровень образования родителей и др.).
  • Опрос ППС

    Выборка: 

    Численность выборки – 700 человек. Опрос проводится в 19 вузах, расположенных в 16 регионах РФ. Выборка стратифицирована по округам в зависимости от числа обучающихся магистратуры, поскольку на каждого из них предполагается соответствующая доля ППС.

    Измеряемые индикаторы:
    • ключевые характеристики программ,  в которых задействованы респонденты;
    • вовлеченность в формирование программ;
    • подходы, применяемые ППС  в образовательном процессе;
    • субъективная оценка успешности трансформационных процессов в высшем образовании;
    • социально-демографические и профессиональные характеристики (возраст, доход, стаж и др.).