Проект «Ландшафт российской магистратуры»
Описание проекта«Ландшафт российской магистратуры»
Главная задача проекта - разработка стратегии развития магистерского образования в России на основе актуальных данных о сложившихся и желаемых моделях магистратур в российских вузах.
В 2021 году Институт образования НИУ «Высшая школа экономики» совместно с Фондом запустили исследовательский проект, посвящённый изучению состояния российского магистерского образования.
Данный проект является логическим продолжением всероссийского исследования «Рождение российской магистратуры», реализованному в 2018-2020 гг. и был посвящен анализу эффектов становления и развития магистратуры в России, охватив 19 вузов.
Новый проект «Ландшафт российской магистратуры» предполагает охват 45 российских вузов, а также анализ вторичных данных по всем государственным вузам Российской Федерации. Разработанная на основе данных интерактивная карта российской магистратуры позволит получить свободный доступ к актуальной информации о состоянии магистерского образования по регионам, типам вузов (национальные исследовательские, федеральные и др.) и отраслевой принадлежности.
Исследование ландшафта магистерского образования в России позволит:
- выявить «точки роста» и уникальные магистерские программы,
- проанализировать мотивы и самые популярные «треки» поступления в магистратуру;
- описать типический портрет магистранта и преподавателя магистратуры,
- выявить наиболее востребованные направления подготовки в привязке регионам РФ и типам вузов;
- создать аналитические модели типов российских магистратур;
- разработать рекомендации по стратегиям развития магистерского образования в России.
Проект включает в себя не только масштабные полевые исследования, но и работу с имеющейся статистикой, а также интервьюирование руководителей вузов по вопросам стратегии развития магистерских программ.
Подробнее о проекте: по ссылке
Описание проекта «Рождение российской магистратуры»
За прошедшие годы многие вузы накопили значительный опыт подготовки бакалавров и магистров по ряду направлений, но предшествующие практики дают о себе знать Особый исследовательский интерес представляет именно магистратура. Будучи второй ступенью образования, магистратура предполагает как развитие научно-исследовательского потенциала у обучающихся и первичное рекрутирование научно-педагогических кадров, так и преследует более амбициозную задачу по формированию управленческих компетенций и развитию креативного мышления. Иными словами, она нацелена на подготовку профессиональных специалистов, восприимчивых к изменениям, происходящим в современном мире.
Магистратура также даёт возможность молодым специалистам более гибко реагировать на потребности рынка труда – приобретая дополнительные необходимые компетенции за счёт возможности выбора другого трека.
Проект начал свою работу в ноябре 2018 года под руководством Института образования НИУ ВШЭ и при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Цель проекта
- Анализ эффектов становления и развития магистратуры в России;
- Разработка предложений для формирования политики в сфере развития двухступенчатого высшего образования.
Исследование включает в себя:
- Комплексный анализ эффектов становления и развития магистратуры
- Выявление барьеров развития и разработка путей их преодоления
- Анализ и оценка магистратуры как среды формирования и развития компетенций
- Разработку подхода к оценке магистратуры
- Формирование стратегии развития магистратуры с учетом интересов стейкхолдеров
- Анализ предпочтений стейкхолдеров по отношению к образовательным организациям и магистерским программам (наиболее и наименее востребованные программы магистратуры)
- Типологизацию магистратуры
-
Опрос студентов
Выборка:
Численность выборки – 3 250 человек. Опрос проводится в 19 вузах, расположенных в 16 регионах РФ. Выборка стратифицированная многоступенчатая.
Основания для стратификации:
- Региональная принадлежность
- Статус вуза (научно-исследовательские университеты, федеральные университеты, опорные вузы, другие вузы)
- Экономическое развитие региона
- Ступень обучения (бакалавриат, магистратура), студенты бакалавры – 3500 человек, магистранты – 1140 человек.
Измеряемые индикаторы:
- мотивация обучения, особенности самоопределения (референтные группы, ценностные ориентиры и пр.);
- траектория поступления на образовательную программу;
- образовательная миграция;
- образовательные и карьерные стратегии;
- ожидания от программы;
- удовлетворенность получаемым образованием;
- социально-демографические характеристики (возраст, доход, уровень образования родителей и др.).
-
Опрос ППС
Выборка:
Численность выборки – 700 человек. Опрос проводится в 19 вузах, расположенных в 16 регионах РФ. Выборка стратифицирована по округам в зависимости от числа обучающихся магистратуры, поскольку на каждого из них предполагается соответствующая доля ППС.
Измеряемые индикаторы:
- ключевые характеристики программ, в которых задействованы респонденты;
- вовлеченность в формирование программ;
- подходы, применяемые ППС в образовательном процессе;
- субъективная оценка успешности трансформационных процессов в высшем образовании;
- социально-демографические и профессиональные характеристики (возраст, доход, стаж и др.).
В новостях:
В России разработают интерактивную карту магистратуры (ТАСС)
Как на карте России найти свою магистратуру (Woman.Ru)