Россия в постсоветские годы значительно расширила прием в вузы, но экспансия высшего образования прекратилась и усиливаются проблемы образовательного неравенства. Прирост мест в вузах был неравномерным для разных групп населения и регионов. Малоимущие студенты часто выбирают менее престижные вузы или менее выгодные траектории и, таким образом, постепенно выталкиваются из высшего образования. Высокое качество высшего образования становится социально обусловленной привилегией. Разделение на профессиональную и академическую траектории после окончания основной школы закрепляет социальное неравенство образовательных возможностей. Разрыв между почти универсальной желательностью высшего образования и реальными возможностями его получения усиливает субъективное восприятие неравенства и несет риски социальной напряженности.

Авторы

Малиновский Сергей Сергеевич

Старший научный сотрудник лаборатории «Развитие университетов»

Шибанова Екатерина Юрьевна

Научный сотрудник лаборатории «Развитие университетов»

В фокусе

Распределение высшего образования в большей степени зависит от выбора траекторий после основной школы. Дети образованных и обеспеченных родителей после 9-го класса продолжают обучение в старшей школе, в 70% случаев гарантируя себе место в вузе. Малоимущие студенты выбирают среднее профессиональное образование (СПО) или подают документы в менее престижные вузы. Это приводит к ситуации двойного социального штрафа, образуя «ножницы высшего образования» и усиливая социальное неравенство. Несмотря на большое количество бюджетных мест в вузах, фактическая доступность для малообразованных и малоимущих семей ограничена, и они часто получают платное образование более низкого качества.

Мест в вузах больше, но за деньги

Россия достигла массового охвата высшим образованием. Охват местами в вузах относительно релевантной возрастной когорты в два раза превышает уровень времен СССР: охват бюджетными местами сохранился на том же уровне, но появился коммерческий прием. Сегодня платное и бесплатное обучение покрывают приблизительно одинаковое число студентов. В результате внедрения Болонской системы доля магистров увеличилась до 13%, поддержанная растущим спросом, особенно со стороны наиболее обеспеченных групп населения. Более половины из них учатся на государственные средства. Однако бюджетное обеспечение мест в вузах первой ступени (бакалавриат, специалитет) покрывает около 13% молодежи (17–25 лет), что не соответствует завышенным массовым ожиданиям. Чем дальше, тем больше будет расти разрыв между емкостью системы высшего образования и запросами населения: по демографическому прогнозу численность молодежи в данной когорте вырастет на треть к 2034 году.

    • 32%

      охват местами в вузах когорты 17–25 лет, что в два раза больше, чем в РСФСР

    • 16%

      охват бюджетными местами в вузах когорты 17–25 лет, что примерно на уровне РСФСР

Социально обусловленная привилегия

Обеспеченные студенты считают поступление в университет естественным, в то время как половина выпускников основной школы не переходят в старшую школу. Доля последних увеличивалась последнее десятилетие. Они предпочитают профессиональное обучение или выходят на рынок труда. СПО — альтернатива сократившемуся сегменту недорогого и заочного высшего образования, быстрый и менее рискованный путь на рынок труда. При сравнительно высоком уровне обеспеченности местами в вузах фактическая доступность для менее образованных и обеспеченных семей ограничена. Выпадение из академического трека детей из бедных семей обеспечивает богатым доступ к высшему образованию с меньшей конкуренцией. При этом семьи, которые могли бы платить за высшее образование, напротив, чаще получают доступ к бесплатному высшему образованию.

    • 66%

      выпускников старшей школы — дети из семей, где хотя бы у одного родителя есть высшее образование

    • 67%

      студентов вузов — дети из семей, относящихся к верхушке доходного распределения (два верхних квинтиля)

Элита выбирает элитное

Культурный капитал родителей сильно влияет и на образовательные амбиции и на реальные возможности детей. Чем выше уровень образования и достатка родителей, тем выше уровень образования, которые они хотят для своих детей. Введение ЕГЭ позволило повысить образовательную мобильность, но не изменило ситуацию, когда обеспеченные семьи получают доступ к лучшему качеству обучения через репетиторов и дополнительные образовательные ресурсы.

Получение качественного высшего образования в большинстве случаев означает переезд в ограниченное число регионов, где сконцентрированы ведущие вузы. Позволить себе это могут как правило семьи с более высоким социальным статусом: в среднем только 30% поступивших в вузы учатся не в том регионе, в котором они окончили школу.

Обеспеченные студенты чаще претендуют на ведущие университеты и выбирают востребованные, высокооплачиваемые специальности в экономике и управлении. Чем выше материальный уровень и образование родителей, и чем крупнее город, тем чаще дети планируют окончание магистратуры или аспирантуры. Более половины магистров в России относятся к семьям с высоким социально-экономическим статусом, которые воспринимают степень магистра как социальную норму и выгодную инвестицию в долгосрочной перспективе.

    • 61%

      студентов ведущих вузов — дети из самой высокой доходной группы (верхний квинтиль доходного распределения), и только 5% — из наименее обеспеченной группы (нижний квинтиль)

    • 41,9%

      обеспеченных семей готовы заплатить больше за престижные вуз и специальность, с низким статусом в два раза меньше




Как образуется «колея»

Выбор образовательной траектории после основной школы определяет доступ к высшему образованию. Этот выбор зависит не только от академических достижений, но и от социального происхождения. Две трети старшеклассников имеют родителей с высшим образованием, в то время как треть детей из низкодоходных семей ориентируется на СПО для более быстрого входа во взрослую жизнь и трудовую сферу. У детей из менее обеспеченных семей меньше возможностей для академической подготовки, что способствует укреплению социальной стратификации.

    • 70%

      старшеклассников поступают в вузы сразу после окончания 11-го класса

    • 52%

      рост за 20 лет доли подростков, которые выбирают СПО вместо старшей школы

Неравенство оказывается эффективным

Даже когда мест в вузах много, семьи с высоким соцэкономическим статусом укрепляют свое положение через доступ к качественному образованию. Явление известное как «эффективно поддерживаемое неравенство». Обеспеченные студенты выбирают элитные университеты, тогда как менее обеспеченные предпочитают прикладные вузы или колледжи. Они выбирают менее рискованные пути к диплому, что ведет к менее престижным образовательным траекториям, даже если у них такие же хорошие оценки. Магистратура часто требует от них миграции в другой город или регион, что становится сдерживающим фактором и предоставляет преимущество состоятельным семьям.

    • 50%

      рост стоимости коммерческого высшего образования относительно годового среднедушевого дохода за 10 лет

    • 38%

      среднедушевого дохода стоит в среднем платное обучение в вузе

Семьи между мечтой и реальностью

Снижение дохода семьи увеличивает разрыв между желаемым образованием и возможностью его получить. Концентрация бесплатного образования в вузах городов-миллионников затрудняет доступ для малообеспеченных групп из-за недостатка средств на переезд. Учитывая распространенное мнение о необходимости государственного обеспечения массового и доступного высшего образования, возрастает риск субъективно воспринимаемого неравенства, что может привести к социальной напряженности. С другой стороны, межрегиональный дисбаланс миграционных потоков и охвата высшим образованием формирует угрозу потери человеческого капитала для большинства регионов.

    • >80%

      хотят высшего образования для своих детей

    • 40%

      считают, что доступность высшего образования снизилась

Резюме

Увеличение количества мест в вузах не привело к уравниванию возможностей получить качественное высшее образование. Обучение в ведущих вузах и получение престижных профессий малодоступно для менее обеспеченных и образованных семей, жителей сельской местности и малых городов. Социальная дифференциация доступности высшего образования разного качества со временем усиливается и подкрепляется вертикальной стратификацией вузовского ландшафта.

Некоторые примеры, как купируют образовате­льное неравенство в мире

Финансирование равенства образовательных возможностей

Ряд стран успешно применяет механизмы финансирования университетов, учитывающие их усилия по обеспечению равенства образовательных возможностей:

В ЮАР формула государственного финансирования учитывает долю темнокожих студентов.

В Ирландии размер субсидии на высшее образование предусматривает надбавку за каждого зачисленного студента из любой из приоритетных целевых групп.

В Румынии университеты могут получать дополнительное финансирование (до 20% от общего) при условии ориентации на прием абитуриентов из сельских территорий.

В Чили государство выделяет вузам финансирование для обучения детей из семей, представляющих наименее доходные группы населения.


Снижение территориального неравенства доступ­ности, кейс Австралии

В 2018 г. правительство Австралии начало реализацию стратегии развития регионального, сельского и заочного третичного образования (National Regional, Rural and Remote Tertiary Education Strategy). Цель — двукратное снижение разрыва в охвате столичной и региональной/сельской молодежи и населения трудоспособного возраста высшим образованием и профес­сио­нальной сертификацией. Стратегия включает:

1. Выделение дополнительного финансирования для развития образования в регионах, гранты на развитие региональных кампусов и сервисов для заочного образования

2. Гранты вузам на повышение доступности высшего образования среди региональной, малообеспеченной молодежи и представителей коренного населения

3. Программы по карьерному консультированию молодежи в регионах, в том числе программы по повышению карьерных и образовательных ожиданий

4. Развитие партнерства между университетами и индустрией


Как же возможно конвертировать образовательную экспансию в равенство образовательных возможностей?

  • Обеспечение информи­рованного выбора и гибкости образовательных траекторий в третичном образовании

    Необходимо, чтобы школьники могли зряче делать свой выбор, выбирать траектории сообразно их уровню подготовки и иметь право на ошибку, вне зависимости от того, кто их родители. Поэтому важно развитие ориентационных программ и индиви­дуа­лизированного карьерного консультирования для выпускников основной школы. Помогло бы внедрение цифровых инструментов навигации карьерного выбора. Образовательные траектории должны стать более гибкими, а издержки смены образовательных треков — низкими. Очень важно помочь мотивированным школьникам в неблагоприятных условиях через субсидирование дополнительной подготовки к поступлению в вузы.

  • Поддержание сбалансированного охвата третичным образованием и расширение возможностей для участия в высшем образовании

    Охват населения высшим образованием, особенно бюджетным, надо прогнозировать и планировать с учетом растущей демографической нагрузки. Однако без расширения коммерческого приема, будет сложно поддерживать массовый спрос на диплом вуза. Возможные решения: модернизация заочного образования, развитие образовательного кредитования и новых инструментов финансирования высшего образования.

  • Преодоление образовательной эксклюзии, поддержка талантов и групп риска

    Обеспечение равенства образовательных возможностей должно стать четвертой миссией университетов. Необходимо включение показателей социальной инклюзии (в том числе доля студентов из сельских территорий, студентов в первом поколении, малоимущих) в национальный мониторинг эффективности вузов. Также рекомендуется перераспределение стипендиальных фондов и фондов материальной помощи на целевую поддержку групп риска.

  • Перераспределение бюджетных мест в пользу региональных университетов

    Выравнивание межрегиональных различий в распределении «количества» и качества высшего образования может быть достигнуто через перераспределение бюджетных мест в пользу региональных университетов, грантовую поддержку университетов, реализующих программы расширения доступности высшего образования для жителей сельских и удаленных территорий, развитие кампусов и точек превосходства в региональных университетах.

Подробнее о результатах исследования

Малиновский С. С., Шибанова Е. Ю. Барьеры доступности высшего образования и социальные факторы ­дифференциации образовательных траекторий
Бюллетени Мониторинга экономики образования. – 2023. – № 8

Читать исследование

Малиновский С. С., Шибанова Е. Ю. Причины и факторы завершения экспансии высшего образования в России
Социологический журнал. – 2022. – №. 3

Читать исследование

Малиновский С. С., Шибанова Е. Ю. Доступность высшего образования в России: как превратить экспансию в равенство
Вып. 7(67): Современная аналитика образования. М. : НИУ ВШЭ, 2022

Читать исследование