Сравнительный анализ качества высшего образования в глобальной экономике знаний

Руководитель: Добрякова Мария Сергеевна  

Проект реализуется совместно с Школой образовательных исследований Стенфордского университета. Реализация проекта направлена на выявление особенностей и характеристик изменений высшего профессионального образования (инженерного и экономического профилей) в странах БРИК в контексте их интеграции в глобальную экономику знаний.
Проект поддержан Центром фундаментальных исследований ГУ-ВШЭ.

 

Объектом исследования является российское инженерное образование.

Цель работы – диагностика изменений в системе высшего профессионального образования в технических вузах (подготовка инженеров) в связи с участием России в глобальной экономике знаний.  Выполненная работа является частью межстранового сравнительного проекта, инициированного Школой образовательных исследований Стенфордского университета (Stanford University School of Education - SUSE) и направленного на изучение качества инженерного и экономического образования в высших учебных заведениях стран БРИК.

В ходе полевой части исследования проведен опрос представителей администраций технических вузов, студентов выпускных курсов, выпускников (средний стаж работы после окончания вуза 3-5 лет) и представителей работодателей в Москве (10 вузов), Санкт-Петербурге (3 вуза), Перми (2 вуза), Твери (2 вуза), Ярославле (2 вуза), Екатеринбурге (3 вуза), Брянске (2 вуза).

Результаты. Исследование показало, что в российских технических вузах наиболее сильно проявляют себя тенденции, связанные с выжиданием и адаптацией к переменам. Активные инновационные стратегии в техническом образовании пока еще выражены слабо. Особенности обновления технических вузов, вошедших в выборку исследования, во многом определяются их отношением к советскому наследию в профессиональном образовании. Для развития  вузов значимость советского наследия состоит не только в сложившихся научно-педагогических школах, материально-техническом оснащении, партнерских связях с предприятиями и исследовательскими организациями. Как показывает исследование, чрезвычайно важную роль играет «субъективный фактор»: для большинства представителей администраций вузов, которые являются их же выпускниками, ведущий советский технический вуз и поныне является образцом для подражания, и его традиции должны быть, по возможности, сохранены. Этот фактор серьезным образом влияет на уровень восприимчивости вузов к переменам, на степень готовности вузовских администраций к внедрению новых образовательных программ и к приданию гибкости учебным планам.

В настоящий момент положительные изменения, которые произошли в российских технических вузах, содержания инженерного образования не затронули. Изменения в университетах имеют отношение к выживанию, а не стремлению к прогрессу. Усилия работодателей никоим образом не скоординированы, нет какого-либо органа, который направлял бы их усилия.

Для того, чтобы изменения в системе инженерного образования состоялись, необходимо, чтобы, по крайней мере, одна из сторон была активно заинтересована в нем: либо государство, либо работодатели, либо студенты, либо сами университеты. Пока, однако, ни одна сторона не проявляет такого интереса.

 

Полученные данные представлены на X международной апрельской конференции по проблемам развития экономики и общества и на European Conference on Educational Research. Вена (Австрия), 27-29 сентября 2009 г.

Следующим этапом проекта является сопоставление результатов российского исследования по инженерному образованию с данным, полученным в ходе исследования в Китае и Индии.

Dobryakova M., Froumin I. Higher Engineering Education in Russia: Incentives for Real Change