• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Аналитические материалы Лаборатории «Развитие университетов»

Аналитические материалы — это емкие тексты, где на основе данных и расчётов объясняется ситуация по конкретной проблематике в сфере высшего образования. Например, мы выпустили материал об иностранных студентах в России: откуда приезжают, в каких российских университетах чаще учатся.

Экспертно-аналитические записки и отчёты с закрытым доступом - это один из в ключевых форматов представления нашей экспертизы для заказчиков. Но с 2015 года публикуем материалы в открытом доступе.

Для публичных аналитических материалов мы выбираем насущные темы, важные для политических решений. Мы собираем данные из закрытых и открытых источников, используем современные методы количественного анализа и объясняем результаты понятным языком.

Аналитические материалы лаборатории «Развитие университетов» полезны для экспертов и начинающих специалистов. Руководители университетов и чиновники используют их как доказательную базу для управленческих решений. Студенты и начинающие учёные могут быстро узнать об отдельных сферах высшего образования, прочитав наши материалы. Наконец, их проще найти в сети, чем научные публикации.

Все аналитические материалы Лаборатории в одном месте


Межрегиональная мобильность университетов и выпускников университетов
(49 цитирований в СМИ)
Оценили миграционные потоки абитуриентов и выпускников университетов. Создали классификацию регионов по востребованности вузов и мобильности выпускников. Материал стал самой цитируемой аналитикой Лаборатории в СМИ.

Академическая мобильность иностранных студентов в России
 (22 цитирования в СМИ)
Собрали вместе статистику по иностранным студентам, которые обучаются в России. В ёмких графиках и коротких текстах описали, из каких стран приезжают иностранные студенты, какие регионы и университеты выбирают. В итоге мы пришли к восьми кратким выводам. Например, большинство иностранных студентов обучается на платных местах, при этом большая часть бюджетных мест приходятся на студентов из стран бывшего СССР.

Уроки международного опыта слияния университетов
Мы описали кейсы реорганизации систем высшего образования в Китае, Австралии, Финляндии и Норвегии и на основе кейсов сформулировали модели слияния университетов. Проанализировали кейсы и модели, описали риски и угрозы слияний, а затем привели возможные пути разрешения проблем.

Флагманские университеты: от советского опыта к поиску новой модели
Проанализировали модель флагманских университетов в России и проследили их развитие от времени Советского союза до современности. 

Проект 5-100: динамика и паттерны развития университетов 
Выделили паттерны развития университетов-участников проекта 5-100. Рассмотрели структуру финансирования, приоритетные направления развития и динамику ключевых показателей. Исследование показало, что важно помнить о разнородности вузов-участников и разнообразных целях проекта 5-100.

Общие тренды в высшем педагогическом образовании
В рамках проекта по модернизации педагогического образования проанализировали данные о приёме и выпуске по педагогическим специальностям. Описали вузы, которые обучают студентов по педагогическим специальностям.

Доступность высшего образования
 (29 цитирований в СМИ) 
Разделили термин «доступность» на три понятных индикатора: территориальная доступность, финансовая доступность и обеспеченность местами. Затем измерили регионы России по этим показателям и составили рэнкинг регионов по доступности высшего образования.

Оценка вклада региональных систем высшего образования в социально-экономическое развитие регионов России (12 цитирований в СМИ)
Создали индексы влияния региональных систем высшего образования на развитие регионов. Оценили вклад систем в экономику, развитие человеческого капитала и инновационное развитие. В итоге получили четыре типа систем высшего образования: «драйверы регионального развития», региональные системы высшего образования с высоким, умеренным и низким уровнем влияния.

Университетские объединения в России:
С 1990-х годов в России было четыре волны объединения и слияния университетов: «Университезация», «Федеральные университеты», «Оптимизация» и «Опорные университеты». Авторы описали ключевые характеристики волн и изучили основные мотивы для запуска объединений.

Корпоративная культура предпринимательского университета 
Рассмотрели трансформацию университетов в корпорации, применили теоретическую модель Денисона для анализа корпоративной культуры в вузах.

Горизонтальная и вертикальная дифференциация системы высшего образования в России
Российские университеты различаются по специализациям, расположению, участию в государственных программах поддержки. Все различия делятся на два вида: горизонтальная и вертикальная дифференциация. В тексте объясняем эти виды дифференциации российских вузов.

Магистратура в России
В 2016 году собрали статистику о том, как менялось высшее образование благодаря введению бакалавриата и магистратуры. Выяснили, как распределялись контрольные цифры приёма и различались магистерские программы, а также какие траектории выбирали выпускники бакалавриата.

Материалы, написанные совместно с другими центрами и организациями


Двенадцать решений для нового образования
Для совместного доклада ЦСР и НИУ ВШЭ мы подготовили предложения по развитию высшего образования в России. В тексте найдёте рекомендации для продвижения фундаментальных исследований и инноваций в вузах, экспорта высшего образования.

Проектное обучение: практики внедрения в университетах
Команда Открытого университета Сколково и Лаборатории «Развитие университетов» подготовила сборник кейсов, в который вошли самые актуальные и интересные примеры внедрения проектных форматов в образовательные программы в 6 российских университетах.
Глобальная конкурентоспособность российского образования
Различные центры Института образования рассмотрели подходы к определению уровня реальной глобальной конкурентоспособности каждого уровня российского образования.

Наше мнение в СМИ

Платонова Дарья Павловна

Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: Заведующий лабораторией

 «Диплом — это сигнал, — говорит Дарья Платонова. — Сигнал того, что человек является частью общества и понимает, как оно устроено». Источник: ЧТД
Овакимян Адель Грачиевна

Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: Аналитик

 «Такое мнение о ЕГЭ распространено среди тех, кто не сталкивался с экзаменом, это подтверждают социологические фокус-группы. Те, кто его сдавал, знают, что вторая часть экзамена требует развернутого ответа». Источник: TJournal
Лешуков Олег Валерьевич

Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: Заместитель заведующего лабораторией

«У опорных университетов принципиально другая задача — содействие развитию внутри региона, и потому их работа направлена внутрь той территории, где они находятся». Источник: Газета.ру 
Малиновский Сергей Сергеевич

Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: Заместитель заведующего лабораторией

«Основным драйвером интернационализации российской системы высшего образования в последние 20 лет стали студенты из стран бывшего Советского Союза». Источник: РИА Новости
Лисюткин Михаил Андреевич

Научный сотрудник Института образования

«В одиночку выполнить задачу по вхож­дению в рейтинги было бы сложно, а когда есть возможность выполнить ее групповым действием, то нужно этой возможностью пользоваться». Источник: Эксперт Online
Романенко Ксения Романовна

Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: Аналитик

«Университеты в моногороде часто выполняют роль не только высшего учебного заведения, а активно работают с другими уровнями образования». Источник: Моногорода.рф

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.