Студенты выводят свои вузы в топ-100 мировых рейтингов
Ролевая игра «Международная конкурентоспособность вузов» была разработана сотрудниками Института образования ВШЭ Натальей Исаевой, Олегом Лешуковым, Дмитрием Семеновым, Лидией Борисовой и Игорем Чириковым.
В Высшей школе экономики уже четвертый год проводится общеуниверситетский факультатив «Развитие университетов». Слушатели изучают различные модели университетов, а также связанные с образованием идеи и концепции известных мыслителей, их преимущества и недостатки для решения актуальных задач, стоящих перед российским высшим образованием. Одна из таких задач — появление российских вузов в топ-100 трех мировых рейтингов: Шанхайского рейтинга, рейтинга TIMES и рейтинга британской компании QS. Для достижения этой цели к 2020 году государство обеспечивает поддержку 15 ведущих российских вузов. Как известно, перечень этих вузов был определен летом 2013 года по результатам открытого конкурса решением Совета по повышению конкурентоспособности, в который вошли авторитетные российские и международные эксперты.
Ролевая игра «Международная конкурентоспособность вузов» представляет собой имитацию процесса борьбы вузов разного типа за получение поддержки от государства, международного академического сообщества и бизнеса для повышения глобальной конкурентоспособности. Игра включает составление дорожной карты развития вуза, конкуренцию за государственные средства, коммуникацию с представителями бизнеса и международного академического сообщества. В финале часть вузов благодаря своим усилиям сможет занять высокие позиции в рейтинге.
Роли и цели
Игра рассчитана на 13–15 человек. От 4 до 7 игроков могут стать ректорами различных вузов. Деятельность каждого характеризуется несколькими показателями. Их соотношение связано с типом и моделью устройства университета. Все они взяты из реальности. Среди показателей – численность профессорско-преподавательского состава и студентов, количество научно-исследовательских работ за прошлые годы и их характер (прикладной или теоретический), бюджет вуза, количество факультетов, основные направления подготовки и т.д.
В игре представлены четыре основных типа моделей вузов, наиболее часто встречающихся в России. Прежде всего, это классический университет, который характеризуется высокой численностью студентов и преподавателей, большим бюджетом, широким спектром направлений подготовки и в основном фундаментальными научными исследованиями... Затем – сильный отраслевой вуз. Для него характерны относительно небольшое число студентов и преподавателей, ограниченное количество специализированных факультетов и направлений подготовки. Научно-исследовательские работы носят преимущественно прикладной характер. Следующий тип – это сильный инженерный вуз. В нем есть «сильные» профильные факультеты и чуть более слабые непрофильные. Научно-исследовательские работы носят в основном теоретический характер. Наконец, последний тип — сильный социально-экономический вуз. Здесь сильные факультеты социально-экономического профиля, а вот научно-исследовательских работ существенно меньше, чем у инженерного вуза. В основном он оказывает консультационные услуги.
Такие типы выбраны не случайно. Среди 15 вузов, получивших средства для выхода в топ-100 мировых рейтингов, можно увидеть каждый из них.
Еще 6–7 игроков в рамках игры становятся членами Совета по повышению конкурентоспособности. В игре в него входят два или три замминистра образования и науки, два представителя иностранных вузов и представители двух объединений работодателей. Разработаны стимулы для активного включения в процесс игры всех членов Совета: для иностранных партнеров — трудоустроить максимум своих преподавателей, для работодателей – улучшить свое положение на рынке за счет отдачи от инвестиций в НИОКР вузов, для одного из заместителей министра – стать в будущем министром образования и науки. В реальной жизни, конечно, процедура отбора и состав Совета несколько иные. В частности, в состав Совета входит только министр образования и науки, не его заместители. Тем не менее игра довольно четко моделирует реальную ситуацию.
Как проходит игра
В действительности российские вузы должны войти в топ-100 любого из трех глобальных рейтингов — Шанхайского рейтинга вузов, рейтинга QS и рейтинга журнала TIMES. В рамках игры есть только один условный рейтинг, выстроенный на основе реальных, с четырьмя критериями: количество публикаций на одного члена профессорско-преподавательского состава; объем доходов от научно-исследовательской деятельности в расчете на численность профессорско-преподавательского состава; доля иностранных преподавателей и соотношение преподавателей и студентов. Такие критерии, наряду с прочими, есть в каждом из трех мировых рейтингов.
Игра проходит очно и рассчитана на 2,5 – 3 часа — вместе с подведением итогов. В начале игры каждый «ректор» должен разработать при помощи консультаций с представителями Совета дорожную карту развития своего вуза. В ней следует обозначить, как он собирается повышать те или иные показатели. Чтобы составить дорожную карту, ректорам нужно сначала договориться с иностранными партнерами и работодателями о сотрудничестве. С иностранными вузами можно договориться о приглашении на работу преподавателей из их университетов, с работодателями – о заказах на проведение научно-исследовательских работ (НИОКР) на определенную сумму.
После достижения договоренностей «ректоры» заполняют специальную форму своей дорожной карты. В ней нужно указать, сколько средств предполагается привлечь на финансирование фундаментальных исследований, по итогам которых должны выйти публикации; сколько – на обучение студентов, сколько – на зарплату преподавателям. После чего дорожные карты попадают в Совет по повышению международной конкурентоспособности. «Ректоры» проводят краткую презентацию. Их оценивают. После этого происходит закрытое голосование и распределение государственных средств между вузами. Те университеты, чьи дорожные карты были оценены выше, получают больше средств. Затем «ректоры» распределяют полученные средства согласно дорожным картам и готовят отчет о ключевых показателях своей деятельности с учетом результатов конкурса.
Эти отчеты оценивают игротехники — сотрудники ИнОбра, которые проводят игру. Именно они составляют окончательный рейтинг вузов-участников, оценивая университет отдельно по каждому критерию.
После этого работодателям сообщают, что их инвестиции в вуз-победитель принесли им самую большую отдачу, а инвестиции в другие вузы (если они были) — поменьше. Чем более высокую позицию занимает вуз в рейтинге, тем большую отдачу приносят работодателю инвестиции в него. Инвестиции в вуз, занявший второе место, приносят больше, чем инвестиции в вуз, занявший третье, — и т.д. Иностранные вузы сообщают, удалось или не удалось трудоустроить всех своих свободных представителей ППС. Наконец один из заместителей, который на протяжении всей игры поддерживал лучшие вузы, становится министром образования.
Разработчики считают главной целью мероприятия – дать возможность игрокам, будь то студенты или будущие вузовские управленцы, получить представление о построении стратегии вуза. Научить распределять средства между различными направлениями работы и учитывать интересы различных групп стейкхолдеров. Игра уже получила ряд высоких оценок. Фонд образовательных инноваций ВШЭпризнал ее лучшей разработкой 2013 года в номинации «Разработка и внедрение в учебный процесс оригинальных методик проведения семинарских занятий». Кроме того, «Международная конкурентоспособность вузов» вошла в интерактивный модуль, победивший во всероссийском конкурсе интерактивных образовательных технологий «Лифт в будущее», организованном совместно МГУ и инвестиционной компанией АФК «Система».
Материал подготовлен Екатериной Рылько