Чемодан, вокзал, диплом

Какие регионы России привлекают, а какие теряют абитуриентов и выпускников вузов

Чемодан, вокзал, диплом

Ученые ВШЭ проанализировали образовательную миграцию в регионах России. Они выяснили, что лишь четыре российских региона не только притягивают выпускников школ в вузы, но и сохраняют их после окончания университетов. Большинство субъектов Российской Федерации теряет молодежь, они либо играют роль «перевалочных пунктов», либо одновременно сталкиваются с оттоком и абитуриентов, и выпускников. Результаты исследования представлены в докладе «Где учиться и где работать: межрегиональная мобильность студентов и выпускников университетов». В работе выделены четыре категории регионов: «магниты», «транзиты», «экспортеры» и «замкнутые».

Авторы исследования:
Даниил Козлов, аналитик проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ
Дарья Платонова, заместитель заведующего лабораторией «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ
Олег Лешуков, научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ

Регионы-магниты: притягивает высокий уровень жизни

Четыре субъекта Российской Федерации оказались привлекательными как для абитуриентов вузов, так и для их выпускников: Москва с Московской областью, Санкт-Петербург с Ленинградской областью, Свердловская область и Татарстан. Иными словами, среди «отличников» — высокоразвитые территории с самыми сильными вузами, а также высоким валовым региональным продуктом на душу населения.

У каждого участника этой группы число студентов-первокурсников превышает число выпускников школ — то есть удается привлекать учащихся из других регионов. Поэтому показатель востребованности вузов региона среди выпускников школ заметно больше единицы (рис. 1).

Рисунок 1. Распределение регионов по показателю востребованности вузов среди выпускников школ.
Источник: доклад «Где учиться и где работать: межрегиональная мобильность студентов и выпускников университетов».

Тенденции миграции

 Среди всех региональных систем высшего образования лишь четверть, привлекает абитуриентов из других регионов. Чаще всего это крупные регионы с высококонкурентной системой высшего образования.
 Уровень экономического развития территории серьезно влияет на выбор молодежи. Учащиеся едут в регионы с низкой безработицей, шансами выгодного трудоустройства и более высоким уровнем жизни (см.
Молодежь мигрирует в города с хорошей репутацией, Малые города рискуют остаться без молодежи).
 Средний показатель востребованности вузов региона среди абитуриентов составил 0,79. Для многих территорий характерен отток молодежи. Так, в 18 регионах показатель востребованности ниже 0,5.
 Векторы образовательной и общей миграции совпадают: идет «западный дрейф». Люди переезжают из азиатской части страны (Сибири, Дальнего Востока) в европейскую (см. Россиян привлекают города-миллионники, Россияне меняют периферию на региональные столицы).
 Мобильность выпускников школ возросла после введения в 2009 году Единого государственного экзамена. Ребята стали чаще пользоваться возможностью получить хорошее образование, пусть и в другом регионе.
 Вузовские системы двух регионов России оказались совершенно неинтересны для выпускников школ — в Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах показатель востребованности местных вузов практически равен нулю. Так, из трех с половиной тысяч выпускников школ в ЯНАО в местные вузы поступили всего 78 человек, в Чукотском АО — 8 из 377.Однако это легко объяснимо: вузовские системы этих регионов во-первых представлены только филиалами, а во-вторых в большинстве своем эти филиалы имеют признаки неэффективности и находятся в стадии реорганизации.

Показатель послевузовской миграции среди регионов в среднем составляет 33%. Это значит, что регионы «отдают» другим территориям не более трети выпускников (рис. 2). Некоторым регионам везет меньше. Так, в Адыгее, Ханты-Мансийском АО и Ивановской области значение этого коэффициента превышает 0,5.

Меньше всего выпускников вузов теряют регионы с небольшой системой высшего образования: Камчатский край (15%), Сахалинская область (14%), Республика Ингушетия (12%) и Республика Тыва (8%). Небольшое количество вузов полностью «работает» на регион, кроме того, наблюдается большой поток выпускников из других регионов.

Высок показатель сохранения выпускников вузов также в Пермском и Красноярском краях, где несмотря на относительно крупные системы высшего образования, в другом регионе находят работу не более 20% выпускников вузов.

Рисунок 2. Распределение регионов по показателю послевузовской миграции.

Транзитные регионы: образование притягивает, работа — нет

Другая группа территорий играют роль «перевалочных пунктов» для мигрирующей молодежи. Так, Томская, Тюменская, Омская, Орловская, Воронежская, Ивановская области привлекают немало студентов (показатель востребованности среди выпускников школ выше единицы). Но до поиска работы дело часто не доходит. Выпускники вузов трудоустраиваются в других регионах (показатель послевузовской миграции — выше 33%). Тем самым, эти субъекты Федерации работают и на локальный, и на внешний рынок труда.

Такая ситуация объясняется тем, что на этих территориях расположены исторически сильные университеты (причем многие участвуют в федеральных программах развития университетов), что и привлекает абитуриентов. Однако не во всех этих регионах уровень экономического развития и структура экономики позволяют «удержать» молодежь.

«Замкнутые» регионы и «экспортеры»

Часть регионов теряют абитуриентов (показатель востребованности ниже единицы), зато обеспечивают молодыми кадрами местный рынок труда (показатель послевузовской миграции меньше трети). Это «замкнутые» регионы — Пермский край, Магаданская и Мурманская области, Краснодарский край, республики Коми, Алтай и Кабардино-Балкария.

Еще одна группа регионов — «экспортеры». Они теряют и потенциальных студентов, и выпускников вузов (показатель востребованности среди абитуриентов ниже единицы; показатель послевузовской миграции — более 33%;). В этой группе Псковская, Владимирская, Тверская, Курганская, Волгоградская области, а также Чувашия и Адыгея. Часть этих регионов отдают абитуриентов двум столицам (Тверь и Владимир — Москве, Псков — Санкт-Петербургу). А другая часть не может обеспечить привлекательность ни за счет вузов, ни за счет рынка труда.

Можно выделить и «пограничные регионы», значения показателей по которым близки к средним. Эта группа неоднородна и по характеристикам системы высшего образования региона, и по экономическому развитию территорий. Она требует отдельного изучения, поясняют исследователи.




Очные магистерские программы
  для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков "Доказательная образовательная политика" и "Измерения в психологии и образовании".
Прием документов с 1 июня по 20 июля 2017г.
Бюджетные места. Иногородним студентам предоставляется общежитие. Уже осенью этого года у каждого студента будет возможность устроиться на работу в одно из подразделений Института.

Очно-заочные магистерские программы для учителей истории, обществознания, русского языка и литературы, директоров и завучей школ, специалистов органов управления образованием.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%. Подробнее тут

"Управление в высшем образовании" - очно-заочная магистерская программа для руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования, способных разрабатывать и реализовывать планы развития вузов и их подразделений.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.