Сэр Майкл Барбер: «Единственное, что сейчас недоступно университетам — оставаться на месте»

24 апреля Институт Образования провёл закрытое обсуждение доклада «An avalanche is coming: Higher education and the revolution ahead», посвящённый роли университетов на современном рынке образовательных услуг.


24 апреля Институт Образования провёл закрытое обсуждение доклада «An avalanche is coming: Higher education and the revolution ahead», подготовленного Майклом Барбером (Sir Michael Barber), Кейлин Доннели (Katelyn Donnelly) и Саадом Ривзлом (Saad Rizvi) для лондонского Института политических исследований (Institute for Public Policy Research). Это ведущий аналитический центр в Великобритании, занимающийся разработкой реляционных государственных услуг и демократического государственного управления, реформой британского капитализма и формированием новой пост-кризисной социальной политики. 

Доклад был посвящён современным процессам в высшем образовании с учётом данных, полученных в ходе исследований британских университетов. Основная мысль доклада — университеты обязаны переходить на новые рельсы постиндустриального развития, учиться конкурировать в глобальной экономике и бороться за свою долю на растущем рынке образовательных услуг. «Лавина близка, и единственное, чего вы (университеты) не можете делать — оставаться на месте. Вы должны изменяться», - считает Майкл Барбер.

Несмотря на то, что сектор образовательных услуг за последние несколько лет вырос в 4 раза, сама ценность учёной степени падает. В Великобритании только 18% студентов считают, что университеты — хорошая подготовка для рынка труда. Раньше университеты были источником уникального знания, теперь единственный шаг до информации — строка поиска в браузере. 

Классический университет — это строгая иерархизированная система: факультет, оценивание, степень, обучение, опыт, парадигма (куррикулум), администрация, студенты. Эта система не удовлетворяет запросам студентов: они хотят получать навыки, которые будут востребованы на рынке труда. Не находя желаемых знаний в классическом университете, они берут их из систем онлайн-обучения: Coursera, EdTex и другие. Для них главный критерий оценивания теперь — сеть профессиональных контактов LinkedIn, где происходит оценивание реальных навыков. 

Ещё один уровень конкуренции, который появился у университетов — глобальная конкуренция. Здесь ведущую роль играет США, «перетягивая» интеллектуальные ресурсы из других стран и обеспечивая себе приток средств в образовательный сектор. 

Таким образом, университеты должны подтверждать, показывать ценность полученных знаний. Студентам не нужен контент: они хотят наставничества, понимания того, как полученные знания можно применить на практике. Отсутствие разрыва между практикой и теорией и строгой привязке к рамке четырех лет бакалавриата также могут стать выходом для университетов. В контексте глобальных процессов становится важной связь университета с городом и регионом, культура места, где расположен университет. 

Майкл Барбер предлагает следующую иерархию университетов, которые появятся в ближайшее время:
  • Элитные университеты. Старые университеты с историей, аккумулирующие научные и человеческие ресурсы (профессоры, самые талантливые студенты, финансирование на научные разработки от крупнейших корпораций).
  • Массовые — университеты с большим кампусом и ресурсами, рассчитанные на обучение большого количества студентов. Являются предступенью к элитным.
  • Нишевые университеты — узкоспециализированные университеты, обучают небольшое количество студентов, которые платят за эксклюзивное образование.  
  • Локальные, региональные университеты.
  • Непрерывное обучение — механизм, который активно задействуется университетами. 
В заключения семинара Майкл Барбер сказал, что уверен в способности университетов выжить. «Такие институции, как полиция, церковь, суды, университеты, будут существовать, пусть и видоизменяясь, всегда. Сейчас основная ценность университетов — в верификации знаний. Университет должен удерживать монополию на присуждение степеней. Это — его главный козырь перед лавиной перемен.