• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Летняя школа по методологии в Юрмале

С 18 по 25 августа в г. Юрмала прошла Летняя школа по методологии «Смысл и смыслообразование». Организатором выступила Школа культурной политики.

С 18 по 25 августа в г. Юрмала прошла Летняя школа по методологии «Смысл и смыслообразование». Методологическая школа была организована Школой Культурной политики, которая является преемницей идей Московского методологического кружка.


Среди участников школы были представители самых разных гуманитарных специальностей: философы, методологи, психологи, педагоги, игротехники. Ежедневно перед участниками школы выступали лекторы, которые раскрывали слушателям своё понимание смысла и методы его поиска в рамках своего подхода. Одним из выступающих был представитель НИУ ВШЭ – Борис Эльконин, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики, который представил процесс осмысления через обучение. Дмитрий Леонтьев, профессор факультета философии МГУ, рассматривал смысл на стыке сознания и личности, где разграничил смыслы реальные, которые формирует культура и смыслы искусственные, которые назначаются массовой культурой. Цитируя «Исповедь» Л.Н. Толстого, Дмитрий Леонтьев заключил, что поиск смысла лежит не в области интеллекта, а в области действий. Виктор Вахштайн, заведующий кафедрой теоретической социологии и эпистемологии РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, представил слушателям своё понятие смысла: смысл – всегда предмет, а не объект, и смысл всегда находится в области языка, а не мира. Перед участниками школы также выступили Вадим Розин, действительный член Академии педагогических и социальных наук, Алексей Савин, ведущий научный сотрудник Институа философии РАН, Арнис Ритупс, редактор журнала Rigas Laiks, Виктор Петренко, член-коореспондент РАН, Вера Данилова, консультант-психотерапевт, Виталий Махлин, профессор МПГУ.


Для нашей лаборатории, которая развивает направление игротехнической деятельности, поездка на школу также стала возможностью прикоснуться к истокам игротехнической практики в России, проследить её развитие и решить для себя, как должна развиваться игра в новом коммуникационном пространстве. Помимо этого, разнообразие гуманитарных подходов и обсуждаемых дискурсов позволяет нам существенно расширить собственные представления, сформировать системный взгляд на все проекты и исследования, проводимые в рамках лаборатории.

Смысл на разных «языках»:

О смысле и мотивации: «Учитель должен так подобрать систему материалов, чтобы не говорить о повторении-матери, а чтобы дети возвращались к исходному материалу и шли дальше» - Борис Эльконин.

«Смысл жизни – единство связываемости и связанности. Смысл жизни – это грибница, где важны сами связи, а не тело гриба» - Дмитрий Леонтьев.

«Смысл – это просто категория нашего языка описания, который мы используем, для того чтобы сделать этот мир чуть более осмысленным» - Виктор Вахштайн.

«Смысл есть некая конструкция, которая создается в трансляции другим, но не тем, кто выстроил текст или понимает текст» -  Вадим Маркович Розин.

«Смысл – это та среда, через которую мы смотрим, а не то, что мы видим в качестве предмета» - Алексей Савин.

Татьяна Кулагина: «Каждый день, каждая минута лекции проходила в споре между участниками школы, которые старались найти точки перевода и понимания для понятий смысла, смыслообразования, поиска, метода. Атмосфера школы была перенасыщена смыслами, идеями, теориями и подходами, которые заставляли работать мозг 24 часа в сутки, сопоставляя и сравнивая со своей работой. Расшифровки лекций, рабочие записи ещё предстоит осмысливать не один месяц, развивая новые идеи для проектов. Школа помогла выстроить гуманитарное знание в организованную систему, которую теперь можно активно применять в исследованиях и разработках». 

Олег Лешуков: «Участие в летней школе по методологии, организованной Школой Культурной Политики, действительно особое событие для меня, в корне отличающееся от всех других известных форматов конференций, летних школ, проектных сессий, в которых мне удосуживалось принимать участие. Главной отличительной особенность летней школы является поддержание беспрецедентной, по моему мнению, интеллектуальной среды и атмосферы, которая побуждает абсолютного любого участника к включению обостренного самоанализа, рефлексии относительного того, что ты делаешь сам, что происходит вокруг в мире, что за этим стоит. В рамках данной школы рассматривалась тематика смысла и смыслообразования. При этом особенно ценно, что рассмотрение темы не ограничивалось анализом одной концепции или подхода. Среди докладчиков были и философы, и психологи, и социологи, что позволяло с разных сторон анализировать предмет и сложные процессы коммуникации, которые происходят между людьми, обществами, поколениями и т.д».

Дарья Платонова: «Летняя школа по методологии совсем не похожа на школу. Это, скорее, возможность прослушать цикл лекций, объединенных одной темой, а также дискуссии, которые чаще привлекали большее внимание (в особенности, реплики главы методологического движения П.Г. Щедровицкого и его полемика с другими участниками школы). По окончании школы сложно выделить наиболее значимые выступления: каждая лекция, каждая последующая дискуссия была насыщенна информацией для осмысления. Однако, понимание докладов было осложнено тем, что терминология методологического движения своеобразна и поэтому сложна для непосвящённого».