«Формулы реформ. В НИУ "Высшая школа экономики" проанализировали изменения в российском образовании» (с) Еженедельная газета научного сообщества "Поиск"
В рамках симпозиума аналитики ВШЭ отметили, что за последние годы в России сокращается разрыв в результатах тестов у учащихся из крупных городов и небольших населенных пунктов. Ложку дегтя в красивые показатели добавил профессор Стэнфордского университета Мартин Карной, отметив, что Россия, как и США, - федеративное государство, регион региону рознь, “среднюю температуру” по школе измерять нельзя. Но если в Соединенных Штатах на основании анализа статистики хотя бы можно прийти к выводам, что в штате Массачусетс общее образование лучше, чем у соседей, и понять направление реформ, то в России региональная статистика - в частности, по результатам ЕГЭ - попросту недоступна для исследователей.
Существенно продвинуться удалось россиянам в улучшении системы вознаграждения педагогов. Но, как отметил автор сравнительного исследования по оценке эффективности образовательных учреждений в различных странах, профессор школы менеджмента Миланского политехнического университета Томмазо Агазисти, хотя в условиях недостаточного финансирования система образования работает плохо, деньги не всегда обеспечивают скачок в развитии. Его поддержал Андреас Шляйхер, отметив, что лишь 23% учителей знают об инновациях в образовании и используют их. В сфере мотивации педагогов можно взять на вооружение опыт Китая, где учитель каждый год проходит тест на знание не только своего предмета, но и детской психологии и новых методик. Китай использует в реформах “проверенные образцы”, постепенно внедряя их в свою систему образования. Но всегда ли оправдано прокрустово ложе чужого опыта? Так, недавние результаты совместного исследования ученых НИУ ВШЭ, Стэнфордского и Мичиганского университетов показали, что упор на “чистую математику” в старших классах, характерный еще для советских школ, дает прекрасные результаты - школьники, изучившие формулы и алгоритмы, легко справляются с любыми заданиями из области точных наук. Так что приоритеты в российской школьной программе по математике расставлены верно.
Не оставили без внимания участники конференции и трансформацию высшего образования. Руководитель лаборатории “Развитие университетов” НИУ ВШЭ Дмитрий Семенов отметил, что программа повышения конкурентоспособности российских вузов - Проект 5-100 - приносит результаты. Так, не дожидаясь наступления “отчетного” 2020 года, пять российских университетов уже попали в топ-100 международных рейтингов - пока предметных. Это МГУ, НИУ ВШЭ, МИФИ, МИСиС и НГУ. Дмитрий Семенов подчеркнул, что именно Новосибирский государственный университет существенно повысил показатели, попав в 2017 году сразу в девять предметных рейтингов (в 2016-м вуз присутствовал в пяти). Словом, несмотря на легкий фетишизм в отношении рейтингов, программа повышения конкурентоспособности привела к трансформации университета классического образца в корпорацию. Теперь нужно тщательно анализировать плюсы и минусы такого превращения.
Оригинал новости читайте по ссылке.
Семенов Дмитрий Сергеевич
Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: Заведующий лабораторией