Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»

Содействие модернизации университетов на основе данных

Лаборатория "Развитие университетов" на конференции ИВО

С 29 по 31 октября в Москве прошла Международная конференция исследователей высшего образования, организованная Институтом образования НИУ ВШЭ.В этом году конференция была посвящена теме «Высшее образование: между частным и общественным благом». Она традиционно собрала ведущих исследователей, управленцев и экспертов в области образовательной политики из России и других стран. Лаборатория «Развитие университетов» приняла активное участие в подготовке и проведении конференции: сотрудники лаборатории работали в программном и организационном комитете, разрабатывали и модерировали множество мероприятий и представили актуальные результаты академических и аналитических исследований. О последнем расскажем подробнее!

Лаборатория "Развитие университетов" на конференции ИВО

Заведующий лабораторией Нияз Габдрахманов принял участие в одном из центральных мероприятий конференции. Он выступил на круглом столе «Вклад высшего образования в формирование ценностей: международный опыт и российские практики» и стал спикером пленарного заседания «Высшее образование на Дальнем Востоке: как обеспечить социально-экономическое развитие макрорегиона без угрозы для благополучия студентов». В ходе обсуждений речь шла о том, как университеты могут не только давать профессиональные знания, но и формировать у студентов устойчивые ценностные ориентиры, а также о стратегиях, позволяющих увязать образовательную политику и региональное развитие с жизненными траекториями молодежи на Дальнем Востоке.

Заместитель заведующего лабораторией Александр Клягин выступил на круглом столе «Перспективы развития отраслевого высшего образования». Участники обсудили, как отраслевые университеты и их учредители выстраивают стратегию развития в новых условиях.

Старший научный сотрудник лаборатории Анна Панова представила доклад на пленарном заседании «Как искусственный интеллект меняет ландшафт высшего образования: международные перспективы и российский контекст». Дискуссия была посвящена тому, как университеты разных стран реагируют на распространение генеративного искусственного интеллекта, меняющего учебные процессы, практики оценивания и исследовательскую деятельность. Участники обсудили национальные и институциональные стратегии интеграции ИИ, а также влияние новых технологий на образовательную политику и академическую культуру.

Виктория Слепых приняла участие в круглом столе «Эффективность эксплуатации имущественного комплекса университетов: проблемы и решения», представив доклад о типах управленческих команд вузов, выделенных на основе их конфигураций в управлении стратегическим и финансовым развитием.

А Антон Заграничный, в свою очередь, непосредственно поработал с управленческими командами вузов, проведя для них кейс-соревнование, в котором они вырабатывали модельное решение, которое может быть тиражировано. 

Помимо круглых столов и пленарных дискуссий, сотрудники лаборатории представили актуальные исследования на девяти секциях конференции.

Исследовательская команда в составе Екатерины Масловой, Ксении Романенко и Татьяны Акунеевой представила доклады «Пространственная инфраструктура и идеальный кампус: что хотят видеть студенты в университете?» и «От адаптации к самоопределению: разнообразные роли университетских психологических служб». Кроме того, Татьяна Акунеева и Ксения Романенко вместе с Екатериной Столбовой представили доклад «Невидимый университет: что говорит внеучебная деятельность о культуре вуза».

Екатерина Маслова, параллельно руководившая организацией конференции, представила совместно с Полиной Смирновой доклад «Остаться нельзя уехать: культурные нарративы образовательного выбора выпускников селективных школ», а также работу «“Входное окошко” и “лицо университета”: переосмысление роли центров карьеры в российском высшем образовании» (в соавторстве с Татьяной Мельниковой и Евгенией Шмелёвой).

Владимир Крестинин и Ксения Романенко представили исследование «Трансформация образовательной деятельности университета: в ловушке противоречий институциональных логик».

Павел Серебренников выступил с двумя докладами: в рамках круглого стола «Образовательная миграция молодежи: синтез классических и современных подходов и технологий анализа» и совместно с Евгением Тихоновым — с докладом «Ультрараннее прогнозирование отсева студентов».

Сергей Лепихов и Анна Панова выступили с докладом «Сравнение программ академического лидерства России и Китая: “5-100”, “Приоритет 2030” и “Университеты и академические дисциплины мирового класса».

Александра Ледяева представила совместную с Верой Мальцевой и Максимом Никитиным работу «Эффект колеи и профессионализация высшего образования: случай профессионально-ориентированных вузов».

Кроме того, Александра Ледяева представила на финале Хакатона исследователей высшего образования проект по сбору корпуса текстов новостей Минобрнауки, который можно использовать для анализа риторики пользы высшего образования. Этот проект принес ей победу в Хакатоне, призом в котором стал тревел-грант на участие в международной летней школе! 

Мы благодарим всех коллег, с кем удалось встретиться на полях конференции, поучаствовать в дискуссиях и даже запланировать новые проекты! Если вы также хотели бы взаимодействия, но не успели сделать это очно -- будем очень рады вашей обратной связи и предложениям!