«Новый статус делает вузы более заметными» (с) Газета. RU
Что дает региональным вузам статус опорных, зачем им для этого сливаться и удастся ли им оставить абитуриентов в регионах, рассказал эксперт Высшей школы экономики.
— Люди больше слышали о программе поддержки вузов «5-100», чем о программе опорных вузов. Каковы результаты первого этапа этого проекта, в котором уже участвуют 11 вузов?
— Одним из формальных результатов является увеличение среднего балла ЕГЭ. Рост небольшой, в пределах нескольких баллов, но он есть. Но самое важное — это качественные изменения, которые стали происходить в этих университетах. Мы видим, что практически все из них стали работать со школами, что до недавнего времени не всегда было в центре внимания. Вузы, участвующие в этой программе, берут обязательства стать центрами привлечения талантов - фактически удерживать в своих регионах талантливых выпускников, чтобы они не уезжали столичные университеты.
Вузы стали рассматривать эти задачи для себя как профильные. Они стали открывать профильные инженерные классы, расширять свои сети партнерских школ. В Красноярске, где находится опорный вуз, Сибирский государственный аэрокосмический университет, в качестве приоритетного оказался проект создания Техношколы — детальная точечная работа со школьниками, планирующими дальше идти по инженерной стезе, генерировать стартапы, работать в технологических компаниях.
Второй результат — изменение стратегии развития вузов и внутреннего менеджмента. Все опорные вузы консолидируют свой потенциал на определенных точках роста — например, создании новых лабораторий, открытии новых магистерских программ.
— Сколько денег получили вузы первой волны?
— Часть вузов получили по 100 млн, часть — 150 млн. Объем софинансирования у всех разный.
— Какие новые критерии добавились для участия в конкурсе второй волны?
— Было добавлено 2–3 индикатора, таких как количество команд, которые находятся в бизнес-инкубаторах вузов, совокупный оборот малых инновационных предприятий для вузов и т.д. А основные индикаторы — это численность студентов, общий доход вуза, объем НИОКР на одного научно-педагогического работника, доля трудоустроенных выпускников в течение года после выпуска…
— В чем разница проекта опорных вузов с программой «5-100»? Вузам не мешает борьба за вхождение в эти две программы?
— Ответ простой. Конкурс опорных вузов не является конкурентом для «5-100», это разные сегменты высшего образования, и в этом его особенность. Вузы из «5-100» более ориентированы на международную глобальную конкурентоспособность, борются за места в международных рейтингах и включение в глобальные академические сети. У опорных университетов принципиально другая задача — содействие развитию внутри региона, и потому их работа направлена внутрь той территории, где они находятся.
— Какие сложности и вопросы возникли в реализации первой части проекта?
— Этот конкурс отражает общемировой тренд на выделение когорты вузов, призванных работать на местах и содействовать средовому региональному развитию. Если говорить о первой волне, то требование слияния университетов было серьезным вызовом в первую очередь.
— Откуда оно взялось? Почему вообще надо с кем-то слиться, чтобы участвовать в конкурсе?
— Сейчас сложно воспроизвести основания, которые в него закладывались, но есть ряд зарубежных исследований, которые говорят, что многопрофильные крупные университеты могут быть более успешными, чем небольшие нишевые. Есть, правда, и прямо противоположные точки зрения, это требует дополнительной аналитики. Но этот вызов потребовал изменения корпоративной культуры, когда преподавательский состав одного вуза сливается с преподавательским корпусом другого вуза, возникает необходимость оптимизации оргструктуры и так далее.
— Как привлекают софинансирование вузы из небогатых регионов, где нет крупной промышленности?
— Вузы, находящиеся в развитых промышленных регионах, закладывают в своей программе работу с этими предприятиями. Вузы из небогатых регионов начинают брать на себя роль по выработке предложений по социально-экономическому развитию региона. Например, в Кирове Вятский госуниверситет запустил программу формирования кадрового резерва для региональной администрации.
— Создать кадровый резерв для администрации — важная регионообразующая задача?
— Вуз берет на себя задачу поддержки региона в части выработки модели социально-экономического развития региона. Этот конкурс подталкивает их к тому, чтобы занимать такую проактивную позицию.
— Можно ли сказать, что первая волна проекта уже добавила региональным вузам привлекательности для абитуриентов?
— Программе всего один год, пока рано делать какие-то выводы. Но в пользу положительных эффектов говорит упомянутый рост балла ЕГЭ, а работа со школами должна приводить к тому, что больше выпускников школ будет знать, что есть возможность обучения в опорном вузе. Новый статус вузов делает их более заметными в общем ландшафте системы высшего образования. Это станет дополнительным стимулом для школьников и их родителей обращать на них внимание.
Оригинал новости читайте по ссылке.
Лешуков Олег Валерьевич
Институт образования: Научный сотрудник