От России до Австралии: ученые проанализировали особенности управления вузами в федеративных государствах
Подведены итоги крупного международного исследования, организованного Институтом образования НИУ ВШЭ. В издательстве Sage вышла книга «Higher Education in Federal Countries: a comparative study», представляющая анализ особенностей развития высшего образования в федеративных государствах.
Редакторами книги выступили Мартин Карной (профессор Стэнфорда, научный руководитель международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ), Саймон Марджинсон (профессор, University College London), Исак Фрумин (научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ), Олег Лешуков (научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ).
В центре внимания ученых оказались особенности управления вузами в девяти странах с федеративным устройством: помимо России, это США, Канада, Мексика, Бразилия, Австралия, Индия, Германия, а также Китай (формально страна является унитарной, но отличается высокой неоднородностью регионов). В книге представлен сравнительный анализ динамики выстраивания отношений между национальными и региональными властями в высшем образовании, а страновые кейсы раскрывают эволюцию систем высшего образования в разнообразных контекстах федеративных моделей. Кейсы готовились командами авторов из разных стран.
В последние годы исследователи Института много и глубоко занимаются темой неравенства в образовании. Мы изучаем ее на всех уровнях: например, только что вышел масштабный труд, посвященный межрегиональной дифференциации школьного образования. А для высшей школы эта тема особенно чувствительна, потому что связана с межрегиональной миграцией наиболее успешных и перспективных абитуриентов. И в этом контексте наше новое международное исследование особенно интересно: мы изучаем здесь различия условий в регионах внутри одного государства не столько в контексте неравенства, сколько с точки зрения положительного опыта того, что эти различия могут дать национальной высшей школе.
В настоящее время в России вырабатывается новая государственная политика в области управления высшим образованием: она должна учесть неоднородность развития регионов, а также больше внимания уделить вкладу университетов в развитие территорий. Исследование, проведенное Институтом образования НИУ ВШЭ совместно с иностранными партнерами, может поспособствовать тому, чтобы в этой работе были учтены лучшие мировые практики.
Фрумин Исак Давидович
Институт образования: Научный руководитель