Университетские пустыни
Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.
Пояс удач
Данные Министерства науки и высшего образования РФ и математические расчеты исследователя показывают сильные региональные перепады по числу вузов. Концентрация университетов напоминает принцип «то густо, то пусто».
Более половины студентов, по данным Министерства науки и высшего образования РФ, учатся в двух из восьми федеральных округов, — в Центральном и Приволжском.
Девять из 85 субъектов Федерации собрали свыше 30% учащихся вузов (без учета Москвы и Санкт-Петербурга). Самые студенческие регионы — Татарстан, Ростовская и Свердловская области, Краснодарский край, Башкирия, Новосибирская, Самарская, Челябинская и Нижегородская области.
Две столицы — Москва и Санкт-Петербург — собрали четверть всех российских студентов.
Такой расклад вполне понятен.
Во-первых, вузы концентрируются в крупных многолюдных городах, — туда, соответственно, стягиваются и выпускники школ, поступающие в университет. Не случайны цифры опроса Левада-центра* (2018 год): 79% россиян уверены, что высшее образование лучше получать в крупном городе (Москве или региональных столицах). А «глубинка» воспринимается как бесперспективное место для выпускников школ.
Во-вторых, распределение вузов во многом повторяет контуры Основной полосы расселения («пояс» через всю Европейскую часть России, юг Сибири и Дальнего Востока, с высокой плотностью населения и обилием крупных городов). Там, где мало людей, — университетов тоже не много.
В-третьих, масса вузов на одних территориях и дефицит на других — отчасти следствие решений в сфере образования.
К росту концентрации вузов в крупных городах, по словам исследователя, привела, в том числе, «политика Минобрнауки и Рособрнадзора, направленная на борьбу с низкокачественными программами и вузами». Так, с 2011 по 2017 год сеть филиалов вузов сократилась наполовину.
Ясно, что были закрыты многие второсортные заведения, но само число образовательных организаций объективно сократилось.
Всеобщая поляризация
У сложившейся географической конфигурации высшей школы, как минимум, четыре следствия.
1. Возникают «университетские оазисы» — города и регионы с большим выбором образовательных возможностей.
2. С другой стороны, есть и «университетские пустыни», где высшая школа представлена одним-двумя институтами, и молодым людям не из чего выбирать. Выход — образовательная миграция: переезд в другие города и регионы.
Направления миграции изучены в другом исследовании. При этом лишь четыре региона не только притягивают выпускников школ, но и сохраняют их по окончании университетов. Это Москва с областью, Санкт-Петербург с Ленинградской областью, Татарстан и Свердловская область. Все это высокоразвитые территории с мощными вузами. Множество других регионов столкнулись с оттоком молодых людей — абитуриентов и выпускников университетов.
3. Образовательная миграция, в свою очередь, тоже имеет двоякий эффект. Она расширяет доступ к хорошему образованию. В то же время, есть и проблемный момент: с учетом обилия вузов на одних территориях и нехватки на других, растет дисбаланс на рынке труда. Молодые люди, уехавшие учиться в крупный высокоразвитый город, часто не возвращаются, они потеряны для малой родины.
4. Контрасты регионов по числу вузов усиливают и разницу состояния их экономик. Университеты как центры инноваций и накопления человеческого капитала (знаний и умений) стимулируют локальное развитие, влияют на местную культуру и «социалку». Мощная конгломерация вузов усиливает регион — на рынок труда приходят хорошо подготовленные молодые специалисты. А «университетские пустыни» лишены этого преимущества.
Перепады высшей школы
Исследователь назвал регионы с нехваткой университетов.
В трех субъектах РФ — Ненецком, Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах — вообще нет вузов (только филиалы).
В восьми регионах лишь по одному высшему учебному заведению. Это Ленинградская, Новгородская и Магаданская области, республики Калмыкия, Алтай, Тыва, Хакасия, а также Еврейская автономная область.
В то же время в других регионах университетов десятки. В лидерах — Санкт-Петербург, Московская область, Татарстан, Свердловская и Новосибирская области, Краснодарский край.
В Москве же счет университетов идет на сотни (в ней 21% от всех вузов страны).
Как быть с таким неравномерным ландшафтом?
Работа на местах
Можно сместить акценты. Главное, чтобы уехавшие выпускники вузов, отучившись, вернулись домой. Но для этого регионы должны предлагать подходящие рабочие места и зарплаты, что не всегда возможно из-за структуры местных экономик.
Исследователи отмечают: чтобы удержать перспективные кадры в глубинке, нужно отстроить инфраструктуру. Приближение к уровню крупных поселений «позволит привлечь обратно молодежь, получившую образование в больших городах», но не сумевшую быстро встроиться в их рынки труда, считают эксперты. Важно также сохранить учреждения среднего профессионального образования (колледжи, техникумы), а также вузы в разных городах. Тесно встроенные в локальные рынки труда, они позволяют молодым людям делать карьеру на месте, в годы студенчества.
IQ
* Решением Минюста РФ Левада-Центр включён в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.