Лекции об университетах: от музея до бара
Первая лекция "Предприятие все решает: как устроено образование в моногородах" вошла в образовательную программу Ельцин-центра в Екатеринбурге.
Анонс лекции: Как планирует свое будущее молодежь, когда почти все вокруг работают в одной отрасли? Какие формы образования придумывают индустрии, чтобы готовить для себя кадры? Зачем университеты в моногородах сотрудничают с местными предприятиями и есть ли у них потенциал не только поддерживать, но и развивать свои регионы? На эти вопросы постаралась ответить экспедиция «Высшее образование в моногородах», прошедшая год назад в Свердловской области. Студенты и молодые преподаватели ВШЭ проехали Нижний Тагил, Верхнюю Салду, Верхнюю Пышму, Каменск-Уральский и Первоуральск, а в Екатеринбурге поговорили со студентами, которые выросли в моногородах, но приехали учиться в столицу региона. О том, как устроен образовательный выбор для тех, у кого семья словно из учебника английского («my mother is a teacher, my father is an engineer») и что делает на университетском выпускном кузнец. Почему гибкое расписание и проектное обучение быстрее внедрится в моногородских вузах, чем в модных кластерах, и что происходит с университетской автономией — расскажет Ксения Романенко, руководитель экспедиции «Высшее образование в моногородах».
Вторая лекция "Башня из слоновой кости за бетонным забором (как университет взаимодействует с городом)" была включена в московскую программу Международного научно-популярного фестиваля "Pint of Science".
Анонс лекции: С самого своего начала университеты были связаны с ростом и развитием городов, а отношения университета и города были полны политических интриг и кровавых разборок. Со времён Средневековья многое изменилось, но университетские города остались. В России практически нет характерных университетских городов типа Кембриджа или Гейдельберга, зато есть множество университетов, создающих лицо своим городам и развивающих эти города как финансово, так и культурно. На лекции мы поговорим о том, как исследовать университеты и их место в городе. Обсудим, почему эти «башни из слоновой кости» отгорожены от города бетонными заборами и охраной. Выясним, чем вузы занимаются кроме науки и образования и что называют «третьей миссией университета». На специфичном примере высшего образования в индустриальных моногородах России мы разберёмся, как университеты могут быть связаны с локальным сообществом, предприятиями и городом в целом, а также какие возможности и опасности в этой коммуникации таятся.
Почитать по теме - https://theoryandpractice.ru/posts/17240-predpriyatie-vse-reshaet-kak-ustroeno-obrazovanie-v-monogorodakh.
Романенко Ксения Романовна
Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: Аналитик