Международная конференция«Образовательные экосистемы: условие нового качества образования и ресурс развития»

В рамках конференции «Образовательные экосистемы: условие нового качества образования и ресурс развития» был проведен экспертный симпозиум «Обрушила ли пандемия качество российского образования?»

Пандемия COVID-19 проявила множество проблем системы образования и вывела на первый план две темы: цифровая трансформация и качество. Последние два года исследовательские группы и экспертное сообщество были включены в анализ проблемной ситуации с вынужденным переходом на дистант и выработку мер комплексного характера по всем базовым и вспомогательным процессам управления образованием. Исследования показали, что, с одной стороны, система образования выдержала стресс – тест и смогла в короткие сроки перестроиться в целом ряде сегментов, с другой стороны, ситуация обнажила острые институциональные проблемы сложившейся образовательной практики и управления. Одной из проблемных зон является не готовность субъектов системы к горизонтальным коммуникациям, внеучрежденческой, межуровневой и межведомственной кооперации. При этом именно в период пандемии особенно проявился потенциал складывающихся экосистемных отношений в образовании и социально-экономической среде как возможность существенной перестройки образовательного контента и форм преподавания, расширения представлений о качестве образовательных результатов и способах их достижения, усиления роли инициативных групп и неформальных сообществ в решении актуальных задач образования и управлении стратегическим развитием. 

Конференция «Образовательные экосистемы: условие нового качества образования и ресурс развития» ставит целью профессиональное обсуждение и научно-методическое обоснование управленческих действий на национальном, региональном и отраслевом уровнях по развитию качества образования в условиях становления экосистемных отношений между субъектами образования и представителями других сфер. 

Тематические треки конференции


1. Качество высшего образования: что поняли в пандемию и как с этим работать?

Какие образовательные результаты важны и нужны на современном этапе студенту, работодателю, университету? Как обеспечить их в условиях перехода от традиционных форматов к смешанному обучению; от учрежденческих форм реализации образовательного процесса к сетевым; от административно-иерархического управления к ассоциативным формам и экспертно-аналитическим системам поддержки управленческих решений. 

Предметом обсуждения станут результаты сетевого исследовательского проекта «Научно-методическое обеспечение развития системы управления качеством высшего образования в условиях коронавирусной инфекции Covid-19 и после нее». Проект был реализован ТГУ в партнерстве с 18 российскими университетами по поручению Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. На мероприятиях трека будут представлены результаты социологических опросов и исследований на основе анализа больших данных ситуации с качеством образования в период пандемии, а также выработанные экспертными группами рекомендации по изменению системы управления качеством высшего образования в оперативной рамке и стратегической перспективе.  

К участию в треке приглашаются преподаватели, администраторы, исследователи высшего образования, представители компаний – работодателей, органов власти, ассоциативных структур - операторов отраслевого и регионального развития.  


2. Новое представление об образовательных результатах: практики настоящего и гипотезы об управлении образованием будущего 

На мероприятиях трека будет возможность включиться в анализ того, почему в период пандемии особую роль стали играть компетенции самоопределения и организации собственного образовательного движения, навыки самоорганизации и самообразования, Future – грамотность, способность к критическому мышлению и созидающей коммуникации и т.д. Как достижению этих результатов способствует/мешает цифровая трансформация образования и социальной жизни?  Каковы содержательные, организационно-управленческие, институциональные условия обеспечения образовательных результатов, их диагностики? Индивидуализация и персонализация как новая реальность образования. Потенциал экосистемных сценариев в управлении качеством образовательных результатов.

К участию в треке приглашаются специалисты общего, профессионального и высшего образования, родители, представители структур общественно-государственного управления образованием, разработчики новых образовательных продуктов и сред.  


3. Образовательные экосистемы: анализ прецедентов становления экосистемных отношений в российском образовании в контексте новых представлений о качестве

Предметом анализа и обсуждения на мероприятиях трека выступят кейсы, отражающие содержание и проблемы становления образовательных экосистем, их потенциал для влияния на развитие качества образования в новых условиях. 

·        Городская среда и новое качество образования, в т.ч. школа как агент социокультурного развития; университет для города; неформальные образовательные среды и т.д.

·        Цифровая трансформация и новое качество образования, потенциал цифровых экосистем для обеспечения многообразия образовательных стратегий и траекторий в контексте непрерывного образования.

·        Экосистема развития человеческого потенциала и капитала региона: сценарии взаимодействия субъектов образования и рынка труда, системы содействия занятости населения и инновационных профессиональных сообществ – субъектов социально-экономического развития территории для формирования новой образовательной культуры, развития талантов, улучшения качества жизни. 

К участию в треке приглашаются субъекты неформальных образовательных практик, инновационных практик дополнительного профессионального образования, проектов сетевого взаимодействия «школа-вуз», «школа-СПО-вуз-работодатель», разработчики цифровых продуктов и платформ, проектировщики социо-культурных изменений на территории, разработчики программ педагогического образования, нацеленных на развитие человеческого потенциала региона, исследователи проблематики становления экосистемных отношений в образовании и обществе.   


4. Университет как субъект гуманитарного управления становлением и развитием образовательных экосистем 

Мероприятия трека отражают проектную и исследовательскую повестку, которая стоит перед рядом ведущих университетов, в частности включена в Дорожную карту развития Томского государственного университета и стратегию проекта «Большой университет» Томского региона.

 Как меняется представление об университете и университетском образовании в экосистемной парадигме? Стоит ли рассматривать образовательную экосистему как возможность решать сверхсложные задачи и формировать сверхсложного человека? Какие задачи управления появляются у университета, какие концепты и модели позволяют реализовать экосистемные сценарии.

В рамках трека состоится открытая лекция  «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ: МЕСТО, ГДЕ РОЖДАЕТСЯ СВЕРХСЛОЖНОСТЬ» Р.Барнетта (Ronald Barnett), социального философа, профессора Института образования Лондонского университета, автора книги «Экологический университет» (книга переведена и издана Томским государственным университетом в 2019 году).  

 

Конференция пройдет в смешанном формате.

Регистрация участников без выступлений с 15.11.21 на лендинговой странице конференции и на сайте www.tsu.ru