• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Выход препринта: The Efficiency of Russian Higher Education Institutions and Its Determinants

На прошлой неделе был опубликован препринт Александра Громова "The Efficiency of Russian Higher Education Institutions and its Determinants". В работе оценивается эффективность расходов государственных вузов в 2012-2014 гг., а также определяющие ее факторы.


Для значительной части государственных вузов характерна убывающая отдача от масштаба: для них каждый дополнительный рубль финансирования приносит меньше образовательных и научных результатов, чем предыдущий. Это может быть аргументом в пользу необходимости дальнейшего совершенствования механизмов определения нормативов финансирования и распределения финансирования между вузами.

Одновременно с этим растет количество вузов с возрастающей отдачей от масштаба, то есть каждый дополнительный рубль обеспечил бы больший прирост в результатах, чем предыдущий. Очевидно, что это связано с уменьшением их "размера" в связи с демографическим спадом и правилами, заложенными в механизме распределения контрольных цифр приема.

Разнородность вузов в отдаче от масштаба говорит о том, что слияние вузов как инструмент государственной политики должен использоваться с аккуратностью.

При этом эффективность государственных вузов в 2012-2014 гг., в среднем, росла, а показатели их деятельности не падали при сокращении объемов финансирования. При этом "средние" вузы двигались "вверх" вместе с наиболее успешными, но не показывали ускоренных темпов роста, т.е. не догоняли их. Это говорит о том, что помимо, например, такой стимулирующей меры как мониторинг эффективности, нужны иные решения, которые могли бы уменьшить дифференциацию вузов.

Было установлено, что эффективность вузов для исследуемой выборки отрицательно связана со степенью специализированности вузов. Но необходимо учитывать, что для отдельных групп вузов этот результат может не проявляться.

Неэффективно расходуется более 20% финансирования государственных вузов: они могли бы получить имеющиеся образовательные и научные результаты без этих ресурсов. Это означает, что необходимо совершенствование механизмов стимулирования роста эффективности и распределения финансирования, но не говорит о том, что финансирование необходимо сокращать: можно предполагать, что результаты вузов далеки от потенциального уровня и для его достижения требуются значительные дополнительные средства, которые не могут быть покрыты этим "запасом" неэффективности.