Образование в России и странах СНГ через призму мировых тенденций
Четверть века назад каждая из образовательных систем стран бывшего Советского Союза выбирала собственную траекторию. Cистемы с общим наследием во многом похожи, однако в своих стратегиях, политиках и реальных практиках они все-таки значительно различаются. На эти различия интересно и важно смотреть в сравнительной перспективе. Именно такому рассмотрению будет посвящена работа одной из сессий Международного симпозиума «Оценка эффектов в трансформациях образования» в рамках XVIII Апрельской международной научной конференции.
«Планируется обсуждение вопросов развития систем высшего образования нескольких постсоветских стран – России, Казахстана, Кыргызстана. Это системы образования, которые балансируют между глобальными тенденциями в вопросах качества образования и собственными локальными практиками, часто глубоко вшитыми в социальное поведение и традиции. На этой растяжке, безусловно, появляется напряжение. В таких условиях они выращивают собственную новую академическую культуру, формируют систему государственного регулирования в сфере, пытаются повышать качество высшего образования.
Именно разные аспекты обеспечения качества будут рассматриваться на секции, – отметил руководитель лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ Дмитрий Семенов. – Доклад Сауле Абельдиновой (Nazarbayev University) «Data reliability in accountability relationships in Kazakhstani higher education system» будет посвящен подотчетности и достоверности данных в системах образования на примере Казахстана. Доклад Марты Меррил (Kent State University) «Communicating Quality in Higher Education: Russia, Rankings, Accreditation and Audiences» посвящен вопросам качества высшего образования, с особым фокусом на Россию, но в сравнении с Казахстаном и Кыргызстаном. Третий доклад – о нечестном поведении студентов и их склонности к такому поведению. Говоря о разных аспектах качества высшего образования, нельзя не обратить внимание на вопросы поведения разных сторон в академическом процессе – как преподавателей, так и студентов. В этом смысле тема нечестного поведения является, безусловно, одной из ключевых».
Нечестное поведение – это то, чем пользуются студенты, чтобы получить хорошие оценки. О том, как остро стоит этот вопрос в России, со ссылкой на результаты определенных исследований, будет рассказываться в докладе заместителя директора Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ Натальи Малошонок и стажера-исследователя Центра Евгении Шмелевой.
Проблема нечестного поведения является актуальной для многих стран, а не только для России. Но у нас этот вопрос усложняется тем, что не до конца выработаны механизмы защиты интеллектуальной собственности. В этом есть доля ответственности и самого российского общества, которое не особенно жестко относится к практике нечестного поведения в целом, а не только в области образования.
«У нас есть данные по ведущим российским университетам о том, как часто и насколько студенты склонны к нечестному поведению. Как признались сами студенты, почти 2/3 хотя бы раз прибегали к нечестному поведению. Скорее всего, этот показатель на самом деле в разы больше, ведь именно какие-то конкретные масштабы нечестного поведения студентов сложно определить в силу сензитивности темы, – поделилась Наталья Малошонок. – Наш подход состоит не в том, чтобы выявлять какие-то конкретные личные причины, по которым студенты прибегают к таким практикам. Мы считаем, что если списывание и плагиат приобретает такие масштабы, то, скорее всего, дело в институциональной и в образовательной среде, в которой находятся люди. Исследования выявили, что чем честнее образовательная среда, тем студенты больше вовлечены в учебный процесс».
*****
Мировые тенденции образовательного процесса будут обсуждаться на Международном симпозиуме «Оценка эффектов в трансформациях образования» в рамках XVIII Апрельской научной конференции по проблемам развития экономики и общества, которая будет проходить в НИУ «Высшая школа экономики», 11-14 апреля 2017 г., г. Москва, ул. Мясницкая, д.11.
С 1 марта по 30 мая 2017 г. - предварительная оценка портфолио онлайн для поступающих в магистратуру и аспирантуру Института образования ВШЭ.
Очные магистерские программы для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков.
Очно-заочные программы для учителей и директоров школ, специалистов органов управления образованием, руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования.
Малошонок Наталья Геннадьевна
Центр социологии высшего образования: Заместитель директора центра