«Достижение национальных целей требует участия в нацпроектах широкого круга университетов»

Роль региональных и отраслевых вузов в достижении целей национального развития должна возрасти, и ведущие вузы им помогут. К такому выводу пришли участники пленарного заседания, посвященного проблемам российского высшего образования, состоявшегося в рамках ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

Одна из идей, обсуждаемых сегодня, — повышение роли регионов в реализации национальных проектов, отметил советник министра науки и высшего образования РФ Александр Соболев, открывая заседание. Рассматривается вопрос и об усилении роли региональных вузов. Есть мнение, что в этой ситуации регионам нужно управлять вузами (сейчас большинство вузов подчинено федеральному центру), влиять на кадровые назначения, а в высших учебных заведениях должны появиться новые финансовые инструменты.

По оценке Олега Лешукова, руководителя лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ, вузы вносят существенный вклад в развитие региональных экономик — в некоторых регионах они обеспечивают более 5% вклада в валовый региональный продукт.

Помощник президента России Андрей Фурсенко предложил использовать в вузах разные инструменты развития — например, менять систему управления за счет усиления партнерства с бизнесом, региональной и федеральной властью, гражданским обществом, которое тоже является заказчиком для высшей школы.

Общество заинтересовано в стабильности и в том, чтобы образованные и воспитанные люди выстраивали более успешную и здоровую страну

По мнению Фурсенко, региональный вуз и отраслевой вуз — условные понятия, и они должны быть изменены. «Если вуз занимается узкой отраслью, не глядя по сторонам, он обречен на деградацию и отставание. Транспортный вуз — это логистика, высшая математика, большие данные, принципиально новые технологии», — считает помощник президента.

«Достижение национальных целей, сформулированных в майском указе президента, требует участия в национальных проектах максимально широкого круга университетов, — заявил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. — Это определяется«характером нашей страны, ее региональной организацией». По его мнению, это новая постановка вопроса, и нужно привлекать в ней внимание общества и государства.

В национальные проекты «Образование» и «Наука» включены важные мероприятия, в которых могли бы участвовать региональные и отраслевые вузы. Однако с учетом низких стартовых позиций и недостатка научного потенциала таких университетов вероятность их победы в конкурсах низка, констатировал Кузьминов. И даже в случае победы недостаточная кадровая, информационная, приборная база не позволит выполнить поставленные задачи. Налицо разрыв качества образования с ведущими университетами, и это подтверждается, в частности, результатами студенческой олимпиады «Я — профессионал».

Для решения этой проблемы ректор НИУ ВШЭ предложил использовать ресурс ведущих вузов, которые уже продемонстрировали свою конкурентоспособность. Теперь они могут переключиться на решение задач внутри страны, и их участие обеспечит «мощный подъем региональных и отраслевых университетов». Уже приняты первые решения: в МГУ стартует программа «Вернадский», в рамках которых ведущие вузы и научные центры будут создавать в регионах «зеркальные» лаборатории. С целым спектром инициатив по поддержке региональных вузов выступила Вышка. «К этому направлению присоединятся еще шесть российских университетов, и в ближайшее время мы публично об этом заявим», — добавил Кузьминов.

Как выяснилось в ходе обсуждения, регионы поддерживают выдвинутые идеи. Региональные власти готовы консультироваться с ведущими университетами, сообщила ректор Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева Ольга Пилипенко. «Предложения, которые мы услышали, весомы, и наш университет планирует подключиться к этой программе. Мы готовы отправить на программу постдоков в Высшую школу экономики и аналитиков, и математиков с условием, что они к нам вернутся», — рассказала она. По ее мнению, использование онлайн-курсов ведущих вузов позволит снизить нагрузку на региональных преподавателей.