Лауреат SemyonovAward из США займется исследованием вклада высшего образования в гражданскую вовлеченность в России

Радомир (Рэй) Митич (США) в этом году окончил аспирантуру в Университете Нью-Йорка и сейчас находится на стажировке в Лаборатории «Развитие университетов» Института образования ВШЭ как один из лауреатов SemyonovAward 2019. Работа Рэя будет сконцентрирована на изучении гражданской вовлеченности российских студентов.
Мы побеседовали с Рэем о его исследовательской повестке, впечатлениях о России и планах на будущее.

Лауреат SemyonovAward из США займется исследованием вклада высшего образования в гражданскую вовлеченность в России

©Михаил Дмитриев/НИУ ВШЭ

Об исследовательской работе

Основные сферы моих научных интересов – это студенты вузов в первом поколении, вопросы гражданской вовлеченности и роль опыта обучения за рубежом. В частности, я исследую, каким образом опыт зарубежного обучения связан с уровнем гражданской вовлеченности по окончании вуза и насколько эта корреляция различна для выпускников в первом поколении относительно прочих.   

В рамках стажировки в ВШЭ я планирую сфокусироваться на проблематике вклада высшего образования в гражданскую вовлеченность. Ранее мои исследования на американском материале показали, что у выпускников с опытом обучения за рубежом более высокие показатели вовлеченности в волонтерскую работу. При этом мы также наблюдаем, например, гораздо более высокий уровень участия в голосованиях среди студентов в первом поколении относительно других групп. Естественно, будет интересно и важно посмотреть на подобные вопросы в международной сопоставительной перспективе, поскольку факторы и характеристики гражданской вовлеченности могут значительно различаться в зависимости от культурного контекста. 

 Как только я узнал от коллег об исследовательской стажировке в Инобре ВШЭ, я сразу подумал, что это великолепная перспектива изучить вклад высшего образования в гражданскую вовлеченность на российском материале, особенно учитывая все возможности, которые предоставляет грантовая программа SemyonovAward.

 На данный момент я уже провел первичный обзор литературы по данной теме относительно ситуации в России и должен отметить, что, в общем-то, предыдущие исследования далеки от того, чтобы давать глубокую и объемную картину, поэтому, проблематика роли высшего образования в общественной вовлеченности весьма актуальна в российском контексте. Так что мне предстоит интересная и важная работа, поскольку я уверен, что фактор высшего образования играет весомую роль, – просто не было пока подведено эмпирической доказательной базы, чем я и займусь. Этот исследовательский проект, который я направил на конкурс SemyonovAward, встретил энтузиазм со стороны Лаборатории «Развитие университетов» в Институте образования.

Радомир Митич @Михаил Дмитриев/НИУ ВШЭ

О SemyonovAward

В течение моей первой недели в России я участвовал в VII Международной летней школе по исследованиям высшего образования, которая прошла в окрестностях Санкт-Петербурга. Мероприятие собрало более 20 молодых исследователей – магистрантов и аспирантов из разных стран. В ходе нескольких дней мы представляли и совместно обсуждали наши проекты – это были и диссертационные работы участников-аспирантов, и исследования постдоков.

Преподаватели Школы – ведущие европейские ученые по вопросам образования и смежных дисциплин, таким образом, у нас была возможность получить обратную связь от лучших специалистов. Лично для меня особенно полезным стало обсуждение моего исследовательского проекта с проф. Саймоном Марджинсоном из Оксфорда и ведущим научным сотрудником Инобра Анной Смоленцевой, поскольку они также вплотную занимаются проблематикой вклада систем высшего образования. Думаю, наши предметные беседы с ними, да и участие в Летней школе в целом, позволили мне почувствовать себя более комфортно в преддверии начала непосредственной работы по исследованию в Москве. Я благодарен ВШЭ, Институту образования, а также Международному комитету SemyonovAward за возможность этой исследовательской стажировки.               

Сейчас я в Москве уже несколько дней, в ходе которых я занимаюсь главным образом комплексным анализом и оценкой существующих количественных данных. Я активно беседую с социологами и исследователями образования, чтобы понять возможности и ограничения применения этих эмпирических баз.

 Я благодарен ВШЭ за предоставленный доступ к ресурсам и базам данных, а также хотел бы отметить широкие возможности для плодотворного обсуждения идей с различными специалистами, формирования планов совместной работы, что крайне важно для успешного исследования. 

Кроме того, я также работаю с качественными данными, это включает в себя интервью со студентами и непосредственные наблюдения в университетской среде. Как раз на предстоящей неделе я буду проводить очередные опросы; в рамках 45-минутных сессий мы выясняем, например, чем мотивировано было решение поступить именно в ВШЭ, в чем заключалась гражданская вовлеченность студентов до университета, в деятельности какого рода они принимают участие сейчас (скажем, студенческий совет, клубы, волонтерство и т.п.) и как они представляют этот аспект своей жизни после выпуска.
Радомир Митич© Михаил Дмитриев/НИУ ВШЭ

О первых результатах

Сейчас, находясь в Москве, я уже начинаю отмечать некоторые моменты, в которых США и Россия значительно разнятся в плане взаимосвязей между высшим образованием и гражданской вовлеченностью. Вместе с тем, чтобы получить более четкое, системное представление о такого рода различиях, очевидно, потребуется не только работа с количественными данными и опросами респондентов, но и глубокое изучение исторического и социокультурного контекста.    

Кроме того, должен сказать и о таком аспекте. Перед приездом на стажировку я читал некоторые материалы о российском высшем образовании и один из выводов, который я сделал, – это то, что ВШЭ действительно отличается от многих других вузов в стране в плане организационно-академической модели, например, и прочих моментов. Поэтому, естественно, поскольку я главным образом опираюсь на данные по ВШЭ, исследование, по сути, фокусируется на единичном институциональном кейсе, и его результаты вряд ли будет возможно экстраполировать на более широкий пласт российского высшего образования.         

Что касается первых наблюдений о том, чем же все-таки отличаются контексты гражданской вовлеченности студентов в России и США, думаю, стоит отметить следующее. По моим впечатлениям, относительно ВШЭ мы действительно можем говорить о выраженном студенческом активизме, но, вместе с тем, здесь он имеет гораздо менее явную политическую направленность. Например, в США мы наблюдаем высокую активность в том числе и в политической плоскости – учитывая, насколько сильно поляризован американский электорат, студенты всегда высоко мотивированы к участию в политической жизни. И, напротив, та вовлеченность, о которой мы можем говорить в контексте ВШЭ, сконцентрирована в неполитической плоскости: это, например, студенческие клубы, благотворительные инициативы, работа в сфере управленческой прозрачности или, к примеру, экологической ответственности в рамках карты глобального устойчивого развития ЮНЕСКО.

Радомир Митич© Михаил Дмитриев/НИУ ВШЭ

О впечатлениях о Москве и Санкт-Петербурге

Мне нравятся большие города, я люблю гулять по их улицам. Хотел бы отдельно отметить, конечно, архитектуру, а некоторые церкви, которые мне довелось увидеть, – просто потрясающие! Я – православный, и мне действительно очень близко многое в стилистике русского храмового зодчества. Так что чувствую себя совсем не как иностранец! И, конечно, постараюсь извлечь максимум из этой поездки в туристическом плане.    

О планах на будущее

После стажировки мне бы хотелось вновь приехать в ВШЭ в октябре на X юбилейную Международную конференцию исследователей высшего образования. Это будет отличная возможность представить и обсудить предварительные результаты моего исследования, а затем написать статью. В целом же, глядя вперед, я думаю продолжить изыскания по вопросам роли высшего образования в гражданской вовлеченности как одного из основных направлений моей исследовательской повестки. По завершении работы по программе постдоков в Вашингтоне, к которой я приступаю этой осенью, мне бы хотелось продолжить карьеру научным сотрудником в каком-нибудь университете. Но в любом случае, главное – иметь возможности дальше заниматься проблематикой гражданской вовлеченности в компаративной перспективе. Это может быть развитие темы сопоставления контекстов России и США, либо какой-то другой межнациональный контекст – посмотрим.