• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эксперты назвали четыре причины для создания консорциумов бизнеса и университетов

В Европе большая часть тестовых полигонов для новых технологий создается на базе университетов: эта модель распространилась сначала в Германии, а затем ее взяли на вооружение другие страны. Глобальные технологические компании «подстраиваются» под экосистемы базовых университетов, с которыми работают. А что у нас? В России только начинается дискуссия вокруг консорциумов как главной формы кооперации инновационного бизнеса и вузов.

25 октября в рамках Конференции исследователей высшего образования прошел «профильный» круглый стол. Эксперты высказались о том, как избежать «красивых упаковок и иллюзорных схем» вместо реальной кооперации, и о том, как работают первые пять «пилотов» – Научно-образовательные центры (НОЦ), созданные в этом году при участии нескольких университетов.

О том, зачем это нужно бизнесу, рассказал Дмитрий Санатов, заместитель директора Фонда «ЦСР «Северо-Запад» и руководитель проектного офиса Минобрнауки России по информационно-аналитическому и организационно-техническому обеспечению деятельности научно-образовательных центров мирового уровня (НОЦ).

Есть четыре стимула для бизнеса входить в коллаборацию с университетами. Это возможность получать дополнительное финансирование расходов на научно-исследовательские работы, создавать тестовые лаборатории для новых технологий, пользоваться массивом данных, накопленных университетом, и готовить кадры.

Дмитрий Санатов
заместитель директора Фонда «ЦСР «Северо-Запад», по информационно-аналитическому и организационно-техническому обеспечению деятельности научно-образовательных центров мирового уровня (НОЦ)

Дмитрий Санатов рассказал о том, как союзы коммерческих компаний и вузов зарождались в западных странах, и о том, как стратегические инициативы корпораций меняют такую консервативную структуру, как университет.

На новую форму – консорциумы – должен обратить внимание, прежде всего, малый и средний бизнес, потому что большие компании и так плотно сотрудничают с университетами, - считает Евгений Куценко, руководитель Российской кластерной обсерватории, созданной в Институте стратегических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. По его мнению, сегодня в России удельный вес малых и средних предприятий в инновационных кластерах (своего рода «прообраз» консорциумов) составляет от 19 до 34%. В Европе он превышает 50%, а, например, в Финляндии достигает 80%.

Отдельно Евгений остановился на финансовой структуре новых форм кооперации. В кластерах практиковались членские взносы. Консорциум тоже строится на софинансировании участников, и по тому, как распределяется эта нагрузка, можно судить о том, насколько удовлетворены новой формой сотрудничества и бизнес, и вуз.

Консорциум может изменить привычный расклад сил в цепочке «студент – университет – работодатель», – заявил независимый эксперт Александр Соболев. Он связал это с принципами работы научно-производственных платформ, которые уже частично воплотились в жизнь в работе одного из «пилотных» научно-образовательных центров – Белгородском НОЦ. Благодаря им у студента появляется большая свобода выбора как в отношении образовательных программ, так и будущего места работы.

По словам Александра, самые перспективные механизмы, на которые стоит обратить внимания участникам будущих консорциумов – это аспирантские программы подготовки исследователей, инженерные магистратуры и инновационные активности студентов на производственных площадках.

Больше о том, как работают уже существующие консорциумы, участники круглого стола узнали от Михаила Ширяева – первого проректора НГТУ, на базе которого создан Нижегородский НОЦ. Сложность, с которой столкнулись в Нижнем Новгороде, касалась заявленных направлений развития. Центр мог начать работать сразу по 14 направлениям, однако «оказалось невозможно идти по пути их механического совмещения», поэтому в финальной программе осталось всего 8. «Несмотря на то, что проект стартовал недавно, уже сейчас заметны первые эффекты», –рассказал Михаил: увеличились темпы роста выручки компаний-участников и заметно вырос список партнеров университета.