Роль высшего учебного заведения в пространственной поляризации молодежи
Вышла статья научного сотрудника ПУЛ "Развитие университетов" Нияза Габдрахманова, посвященная анализу пространственного влияния университетов на абитуриентов.
Расширение возможностей выбора вуза абитуриентами, к сожалению, не исключило полностью роль пространственного фактора при выборе образовательного учреждения. По-прежнему большая часть студентов — это выпускники местных школ. Проведенный анализ позволяет рассматривать вуз как элемент реализации стратегической цели сохранения и привлечения человеческих ресурсов, а также накопления человеческого капитала, тем самым подтверждается важная роль университетов в социально-экономическом развитии региона посредством сохранения и привлечения молодежи. Для анализа демографических последствий пространственной поляризации молодежи авторами была использована сетка Лексиса, построенная на ее основе кривая динамики численности когорт позволила выявить наиболее мобильную группу населения в возрасте 17–19 лет. Проведенный анализ существующих отечественных и зарубежных подходов в оценке роли вуза в региональном развитии позволил применить аналогию закона всемирного тяготения при проведении данного исследования. Предложенная авторами гравитационная модель была апробирована в исследовании, проведенном в Казанском (Приволжском) федеральном университете, одном из десяти федеральных вузов России.
Результаты исследования позволили оценить пространственный эффект вуза на поляризацию молодежи. В данном исследовании авторы делают предположение о существовании эффекта соседства в высшем образовании, заключающегося в интенсивной образовательной миграции между соседними регионами с разным уровнем социально-экономического развития. Данная гипотеза апробирована в географических рамках Приволжского федерального округа на основе данных официальной статистики и данных приемной кампании Казанского федерального университета. Построенная гравитационная модель вуза позволила оценить масштаб этого влияния на привлечение абитуриентов из соседних субъектов, оценить силу этого воздействия, а также определить регионы потенциального роста влияния. К числу таких регионов относятся Республика Чувашия, Оренбургская область и Республика Башкортостан, что обусловлено демографическими предпосылками, логистикой и позиционированием Казанского федерального университета в ПФО.
Полный текст статьи: http://economyofregion.ru/arhiv/2019-2/nomer-4-2019-2/rol-vysshego-uchebnogo-zavedeniya-v-prostranstvennoj-polyarizaczii-molodezhi/?fbclid=IwAR1nDhHv8e_51CZ8flGORCv9ArTG56wSMIVbgBFsBTVJNlyAkrgKO296LBU
Дата
27 декабря, 2019 г.
Рубрики
В статье упомянуты
Персоны
Габдрахманов Нияз Камилевич
Научный сотрудник Проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов»