Есть ли у аграрного образования особый путь?
Вугар Багиров заострил проблему престижа аграрного образования, который часто является "запасным аэродромом" для абитуриентов. Ключевой причиной является низкий уровень заработных плат, чем должен быть озабочен в первую очередь агробизнес, переживающий кадровый голод. Для аграрных вузов, в свою очередь, важно развивать научную сферу деятельности, которая сможет развиваться в партнерстве с предприятиями.
Заместитель проректора по образовательной деятельности ТГУ Елена Суханова представила особенности новой модели высшего образования, ее преимущества для решения актуальных проблем развития аграрного образования и опыт ТГУ по реализации пилотных программ по Агробиологии.
Заместитель заведующего ПУЛ «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ Александр Клягин отметил, что по данным Роструда треть специалистов в отрасли готовится в вузах, не являющихся аграрными, а численность выпускников СПО, готовящихся для сельскохозяйственной сферы, в два раза больше, чем выпускников университетов. Александр поставил перед участниками круглого стола вопрос: актуальна ли существующая рамка аграрных университетов?
Если не модернизировать существующую модель образования по аграрным направлениям в аграрных вузах, по мнению Вугара Багирова, неаграрные вузы могут взять на себя эту роль.
Магистрант программы «Управление в высшем образовании» Института образования НИУ ВШЭ и эксперт Социоцентра Виталий Алещенко отметил, что из 43 стратегических проектов Программы Приоритет 2030, находящихся в сфере агропромышленной отрасли, большинство реализуется не в аграрных университетах. Предлагая пути решения, Виталий Алещенко считает важным выходить за существующие рамки и переупаковывать образовательные программы, делая их более междисциплинарными.
Представители бизнеса подтверждают, что у этого есть большой запрос от индустрии. Вероника Лукинова, директор Центра исследований и разработок Агрохолдинга «СТЕПЬ», отметила, что "между айтишником и агрономом должен быть переводчик". Необходимо внедрять более широкие компетенции, позволяющие специалистам работать в развивающемся цифровом пространстве. По ее словам, в таком случае возможность карьерного роста выпускников будет сравнима с возможностями специалистов из самых высокооплачиваемых сфер.
С этим тезисом согласен и генеральный директор Некоммерческой организации «Ассоциация образовательных учреждений АПК и рыболовства» Виктор Бердышев, который считает, что специалистам агропромышленного комплекса также не хватает экономических и управленческих компетенций.
Дополняя запросы индустрии, директор по генетике ПАО «ИНАРКТИКА» Иван Свинарев отметил, что выпускникам аграрных университетов не хватает практической подготовки для понимания рабочих процессов. Однако предприятиям нерационально тратить ресурсы на практическую подготовку студентов, так как многие из них не продолжают работу в компании.
Важно отметить, что университеты уже имеют успешные практики ответов на данные запросы рынка. Директор Передовой инженерной школы ДВФУ Людмила Текутьева представила примеры совместных проектов предприятий и университета, которые выполняют трудоустроенные еще в процессе обучения студенты.
Ректор НГАУ Евгений Рудой поделился опытом пересборки научно-технической деятельности вуза, направленной на повышение научно-исследовательской производительности и реализацию таких масштабных проектов, как цифровая технологическая платформа для сельскохозяйственных предприятий в области селекции.
Руководитель управления инновационных образовательных программ СтГАУ Ольга Севостьянова, как и проректор по учебной работе КубГАУ Алексей Петух, дополнили примеры полезных практик опытом привлечения талантливых студентов через реализацию агроклассов, профильных олимпиад и интенсивов. Также важным аспектом повышения образовательных результатов студентов были названы сетевые программы, которые в аграрных университетах практически не внедрены.
Профессор ГАУ Северного Зауралья Лариса Глазунова рассказала об опыте возвращения практики учебно-опытного хозяйства и его коммерциализации.
Дискуссии на круглом столе наталкивают на мысль, что в данный момент нельзя сказать, что представления университетов и предприятий о друг друге соответствуют реальной картине. Именно поэтому необходимо содержательное обсуждение трансформации существующей модели развития аграрного образования. Мы можем видеть, что одна сторона говорит о большом спросе, а другая — о большом предложении, но в их соединении лежит коммуникационный пробел.
Клягин Александр Владимирович
Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: Главный эксперт