Преобразование образования: взгляд Лаборатории "Развитие университетов"
Третий Томский международный форум снова объединил ключевых практиков и исследователей образования в России и пригласил зарубежных коллег. Ключевой темой форума стало обновление модели профессионализации и карьерных стратегий молодежи в практиках университетского образования.
Лейтмотивом мероприятия также стал старт пилотного проекта, нацеленного на изменение роли университетов в решении национальных задач развития. Поэтому в рамках форума были предусмотрены различные тематические площадки для обсуждения данного направления.
Проектно-учебная лаборатория "Развитие университетов" организовала семинар «Образование, миграция и Big Data: использование цифровых образовательных и миграционных следов молодежи для содействия ускоренной профессионализации студентов» в рамках проекта «Зеркальные лаборатории: большие данные в анализе образовательной миграции молодежи на основе цифровых следов».
Заведующий лабораторией Нияз Габдрахманов выступил модератором семинара, а также представил доклад, открывший дискуссию о моделях, практиках и целях сбора данных образовательными организациями.
Амина Гусейнова и Павел Серебренников, в свою очередь, презентовали проект исследования связи миграции, самоотбора и уровня включенности в локальные сообщества с помощью анализа данных социальных сетей и данных из РМЭЗ.
Ксения Романенко представила результаты исследования образовательного выбора студентов и то, как его определяют институциональные условия, в которых он осуществляется.
Владимир Крестинин поделился опытом сбора данных об управленческих командах университетов с помощью интеграции генеративного искусственного интеллекта в процесс, что позволило значительно ускорить и масштабировать данный этап исследования.
На форуме также прошел проектный семинар Зеркальной лаборатории ТГУ и НИУ ВШЭ «Психологическое благополучие студентов в российских вузах». Команду Института образования НИУ ВШЭ представили сотрудники Лаборатории "Развитие университетов" и Центра социологии высшего образования.
Стажеры-исследователи лаборатории также выступили на Симпозиуме «Исследовательские данные для решения проблем ускоренной профессионализации».
Екатерина Маслова выступила с докладом об институциональной дифференциации карьерных ожиданий студентов селективных и неселективных вузов в России;
Илья Захаров представил результаты исследования о связи школьных олимпиад с отсевом в селективном вузе;
Евгений Жильцов презентовал работу об индивидуальных и средовых факторах результативности аспирантов.
Выступления наших коллег нашли большой отклик в зале. Дискуссии и предложения о сотрудничестве продолжились и после окончания мероприятия.
Команда ПУЛ "Развитие университетов" выражает благодарность организаторам III Томского международного форума "Преобразование образования" за высококачественную организацию мероприятия. Мы очень ценим возможность плодотворного сотрудничества с коллегами и взаимодействия с образовательными и культурными точками притяжения Томска!
Габдрахманов Нияз Камилевич
Заведующий лабораторией
Гусейнова Амина Гусейновна
Аналитик
Жильцов Евгений Михайлович
Стажер-исследователь
Захаров Илья Александрович
Стажер-исследователь
Крестинин Владимир Сергеевич
Стажер-исследователь
Маслова Екатерина Александровна
Стажер-исследователь
Романенко Ксения Романовна
Эксперт
Серебренников Павел Николаевич
Младший научный сотрудник