• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Ежегодная международная летняя школа по высшему образованию

С 10 по 16 июня в г. Пушкине прошла V Международная Летняя школа, посвященная междисциплинарным исследованиям высшего образования. Тема школы в этом году: «Высшее образование и социальное неравенство». Сотрудники лаборатории Егоров Алексей, Загирова Фарида и Таловская Бэла также приняли участие в мероприятиях летней школы и представили доклады по своим исследованиям.

Егоров Алексей представил свой доклад по совместному исследованию с О. Лешуковым и А. Громовым "The role of universities in economic development of Russian regions". Исследование посвящено вкладу университетов в темпы роста валового регионального продукта в России. Алексей вместе с коллегами проанализировал взаимосвязь между охватом высшим образованием и темпами экономического роста на основе лонгитюдных моделей экономического роста: сквозной регрессии, модели с фиксированными эффектами и модели с фиксированными и пространственными эффектами. В дополнении к экономическим эффектам университетов, спецификация модели позволила исследовать взаимосвязь между территориальной доступностью высшего образования и темпами роста ВРП, а также значимости системы высшего образования в регионах с разной структурой ВРП. Основной практический вывод работы состоит в том, что университеты могут быть анализированы как полноценные экономические агенты, которые привносят свой положительный вклад в рост ВРП. Развитие региональных систем высшего образования будет способствовать региональному экономическому развитию.

Загирова Фарида выступила с докладом «University practices and strategies in dealing with student heterogeneity of academic preparedness». Ее исследование связано с процессом массовизации образования, в частности тем, что в настоящее время студенты с разным уровнем академической подготовленности могут рассчитывать на получение высшего образования, в то время как еще несколько лет назад высшее образование было привилегией для студентов с отличной успеваемостью и академическими достиженями. Исследовательская проблема заключается в том, что университеты ограничены в возможности адаптировать свои программы под разный уровень подготовки студентов. Таким образом, трудность в адекватной оценке способностей студентов становится проблемой как для университетов, так и для самих студентов. В отношении академической подготовки, университеты могут внедрить различные способы повышения академических результатов студентов. Таким образом, целью данного исследования стало изучение деятельности высших учебных заведений для выявления и систематизации практики и стратегий университетов в отношении студентов с разным уровнем академической подготовленности. 

Таловская Бэла презентовала свое исследование "Resource Base of the Russian Higher Education Institutions" (Ресурсная база российских вузов). Идея исследования заключалась в том, что экспертное сообщество чаще делает акцент на эффективности и результативности университетов. Но вузы могут добиться выдающихся результатов только при наличии соответствующих ресурсов. Вопрос в том,  что можно считать ресурсом, помогающим добиться результатов? Бэла попыталась выяснить этот вопрос с помощью экспертных интервью. Основываясь на ресурсной теории фирм Бэла предположила, что такими ключевыми ресурсами вуза могут быть финансы, качество набора, квалификация НПР и инфраструктура. Экспертные интервью подтвердили эту догадку. Однако экспертные интервью показали ещё два интересных момента: не вся инфраструктура помогает вузу. Необходимо конкретизировать эти группы. А также существуют тяжело измеримые явления, которые тоже приписывают к ресурсам вуза. Например, структура управления и репутация. При выделении 4 основных группы ресурсов (финансы, качество набора, квалификация НПР и инфраструктура), Бэла обратилась к мониторингу эффективности. Результатом исследования можно считать заключение, что мониторинг измеряет именно ресурсы вузов. И используя отдельные показатели, мы можем конкретизировать эти группы.