«Круглый стол» в рамках XI Конференции ИВО "Высшее образование в условиях пандемии: новые вызовы и современные решения".

Щеглова Дарья, научный сотрудник ПУЛ «Развитие университетов» рассказала о том, как формируются цифровые компетенции в российской магистратуре в рамках круглого стола «Российская магистратура и вызовы цифровизации».

«Круглый стол» в рамках XI Конференции ИВО "Высшее образование в условиях пандемии: новые вызовы и современные решения".

Вопросы, представленные в ходе дискуссии:

  1. Способы поддержки практик магистерского образования (предложения Стипендиальной программы Благотворительного фонда Владимира\а Потанина)
  2. Потоки и динамика абитуриентов магистратуру в 2020 году: есть ли «след» перехода на дистанционное обучения?
  3. Нормативные ловушки  по приему в магистратуру: с чем столкнулся онлайн формат приема?
  4. Мотивация преподавателей магистратуры в эпоху пандемии
  5. Цифровое «самочувствие» студентов магистратуры
  6. Цифровизация для иностранцев, обучающихся в магистратуре

Современная российская магистратура сталкивается с рядом серьезных вызовов: от проблемы интернационализации образования в условиях сужающихся возможностей  мобильности до внутренних экономических вызовов и спроса основных стейкхолдеров магистерских программ (студентов, работодателей).

  • На основе данных  проведенных исследований  и  опыта управления магистерскими программами, спикеры и эксперты “круглого стола” обсудили ряд актуальных для российской магистратуры проблем:

  • прием на магистерские программы в период перехода на дистанционный режим работы

  • нормативные ловушки для создания онлайн магистратур в России

  • формирование цифровых компетенций в российской магистратуре

  • новая академическая мобильность в цифровой среде

  • проблемы перехода на дистанционное обучение: как адаптировались международные программы магистратуры к дистанционному образованию

Фото: ПУЛ Развитие университетов
  • В части сроков приема и формата вступительных испытаний в 2020 г. магистратура наименее «пострадала» в связи с переходом на полностью дистанционный формат приема. 
  • Переход на дистанционный формат способствовал повышению доступности образовательных программ различных вузов для абитуриентов, увеличению конкурса, увеличению доли абитуриентов из других образовательных организаций и регионов, развитию онлайн-маркетинга образовательных программ магистратуры.
  • Проблемы: проверка достоверности представленных сведений; осуществление прокторинга; техническое обеспечение взаимодействия абитуриентов и вузов в онлайн режиме при проведении вступительных испытаний.
  • Переход на дистанционное образование вскрыл нехватку цифровых компетенций  студентов. Эти компетенции не формируются образовательной программой магистратуры, студентам их не хватает.
  • Магистратура должна формировать не просто пользовательские умения (hard skills), но и цифровые компетенции - новые  soft skills для архитектуры своей профессиональной деятельности. Это возможно только в условиях гибких образовательных траекторий в магистратуре.
  • Магистранты готовы и хотят учиться онлайн. Магистратура будущего - это онлайн магистратура с возможностью выстраивать уникальные образовательные траектории.
  • Поколение Z предлагает новые решения традиционных образовательных задач, уходя от потребности «запоминать и воспроизводить». Этот тренд может быть подхвачен преподавателями, внедряющими ЦОТ в свои преподавательские практики и, как следствие, расширяя аудиторию студентов за пределы региона.
  • Сохраняется проблема того, что магистратуры региональных вузов «выживают» в условиях малой численности студентов и их ограниченной платёжеспособности. Как следствие, развитие вуза основывается на бюджетном финансировании. В результате система стимулов ведущих преподавателей поощряет формальное следование требованиями аккредитации (включая ФГОС) и в меньшей степени ориентирована на абитуриента/студента/выпускника. Цифровая среда «стирает» региональные границы вузов, позволяя им выйти за пределы региона и позиционировать многие образовательные программы в самом широком образовательном поле.
  • Вынужденный переход на дистант привёл к взрыву спроса на цифровые образовательные технологии (ЦОТ), которые в большинстве «подменяют» традиционные офлайн преподавательские практики.  Исключение составляют преподаватели магистратур региональных вузов программы цифровых стажировок для стипендиатов Фонда Потанина. Для многих «продвинутых» преподавателей инвестиции в освоение новых ЦОТ предопределили смену парадигмы преподавания, в том числе уход от технологий «камерного офлайн» преподавания, ориентированного на малую численность аудитории и устные closed book экзамены.

Спикеры: 

  1. Шульгина Наталья - руководитель стипендиальной программы Благотворительного фонда Владимира Потанина
  2. Андрейченко Наталья Владимировна - директор  Проектного офиса инициатив и стратегических коммуникаций Южного Федерального университета (эксперт по проектированию и управлению магистерскими программами)
  3. Балова Мария Борисовна -  директор гуманитарного института филиала САФУ в г.Северодвинске;  зав. кафедрой истории, философии и права гуманитарного института филиала САФУ в г.Северодвинске
  4. Опфер Евгения Анатольевна -  научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ
  5. Дементьев Андрей Викторович - директор по развитию преподавательского мастерства НИУ ВШЭ. Научный сотрудник экспертного института НИУ ВШЭ.
  6. Щеглова Дарья Владимировна – научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ, проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»  (эксперт в области изучения магистерского образования в России) 
  7. Хлебович Дарья Игоревна - заместитель директора по научной и международной деятельности, руководитель программы «Международный бизнес», «МВА», Байкальский институт БРИКС.
  8. Гармонова Анна Владимировна – директор центра университетского партнерства НИВУ ВШЭ. Ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ.

Обсуждение было выстроено на данных, полученных в рамках проекта «Рождение российской магистратуры» при поддержке Стипендиальной программы Благотворительного Фонда Владимира Потанина.