Благополучие и/или эффективность. ПУЛ "Развитие университетов" на юбилейной конференции ИВО

В условиях стремительных изменений высшее образование сталкивается с задачей найти тонкий баланс между достижением высоких показателей эффективности и сохранением благополучия студентов, преподавателей и сотрудников. Эта проблема стала темой Юбилейной Конференции «Исследования высшего образования», в организации и содержании которой активно участвовали сотрудники ПУЛ "Развитие университетов".

Нияз Габдарахманов, заведующий лабораторией, выступил модератором круглого стола «Новые требования к подготовке современных инженеров». В рамках этого обсуждения рассматривались актуальные проблемы подготовки инженерных кадров в условиях дефицита специалистов и стремления к технологическому суверенитету. Участники обсуждали реформирование системы профессионального образования и роль высшего образования в формировании необходимых профессиональных и мягких навыков у студентов. Также Ниязом Камилевичем была проведена секция «Региональная аналитика и политика высшего образования», на которой обсуждались ключевые аспекты образовательной политики и ее влияние на развитие регионов.

В рамках ИВО руководитель магистерской программы "Управление в высшем образовании" провел презентацию четвертого выпуска сборника «Кейсы российских университетов». В ходе презентации обсуждалось, как развитие управленческих навыков через решение кейсов может стать эффективным подходом к обучению будущих лидеров высшего образования. Сборник включает 8 кейсов по 44 актуальным темам, с которыми сталкиваются университеты, что позволяет глубже понять ключевые изменения в сфере образования.

Кроме того, Нияз Габдарахманов принял участие в финале хакатона исследователей высшего образования в качестве члена жюри. Участники хакатона анализировали массивы данных о высшем образовании и представляли результаты своих исследований. Авторы лучших идей были награждены и приглашены на стажировку в ПУЛ, а победитель получил тревел-грант на международную летнюю школу исследователей высшего образования.

Александр Клягин, заместитель заведующего лабораторией, модерировал круглый стол «Трансформация модели аграрного образования: взгляд отрасли и вузов», где обсуждались вопросы обновления содержания подготовки кадров и интеграции научного потенциала вузов с запросами рынка. Текст с основными выводами обсуждения можно прочитать по ссылке. Также он провел секцию «Внешние контексты университета», на которой рассматривались факторы, влияющие на эффективность университетов, и спрос на ESG-компетенции на российском рынке труда.

Анна Панова, старший научный сотрудник ПУЛ "Развитие университетов", стала спикером от России в пленарной сессии «Программы университетского превосходства в странах БРИКС», где выступали также представители Китая и Индии. Анна Алексеевна дважды выступила с содокладчиками на секциях о благополучии и эффективности в академической профессии. Вместе с Анастасией Бывальцев-Станкевич они представили доклад на тему "Взаимосвязь между возрастной структурой ППС и научной продуктивностью вузов", а с Викторией Слепых обсудили взаимосвязь академического инбридинга и публикационной активности.

В рамках конференции также был представлен богатый опыт проведения экспедиций, который есть у лаборатории. Ксения Романенко стала модератором круглого стола, на котором обсуждалось, как с помощью "выхода в поле" в высшем образовании можно решать исследовательские и образовательные задачи и устанавливать партнерства. В дискуссии участвовала Екатерина Маслова, стажер-исследователь Лаборатории и преподаватель Института образования.

Научный сотрудник Сылдысмаа Сарыглар стала модератором двух секций конференции, на которых, в том числе, выступили ее коллеги:

Татьяна, кроме того, выступила вместе с Екатериной Масловой на тему «Твой уютный университет»: внутренняя культура небольших российских университетов. Екатерина также представила доклад "Образовательная миграция или «утечка мозгов»: почему выпускники лучших школ не остаются в своем регионе?".

Таким образом, большинство стажеров-исследователей воспользовались возможностью представить реализованные исследования на обсуждение в рамках конференции. На секциях конференции также выступил Евгений Жильцов с докладом "Индивидуальные и средовые факторы результативности аспирантов" и Илья Захаров на тему "Академическая успешность студентов - победителей школьных олимпиад".

Сотрудники Лаборатории также выступили организаторами конференции: в частности, Анна Полянская, Екатерина Маслова и Яна Алексеева. Им, как и остальным участникам организационного и программного комитета, хочется выразить большую благодарность за проведение одного из самых важных академических событий для исследователей и практиков высшего образования в России