29th Consortium of Higher Education Researchers: The University as a Critical Institution?

В 2016 году конференция CHER проводилась в 29-й раз, а ее специальная тема носила название The University as a Critical Institution?”.

Среди сотрудников Лаборатории «Развитии университетов» в конференции приняли участие заведующий лабораторией Дмитрий Семенов, научный сотрудник Михаил Лисюткин и наши аналитики: Дарья Платонова и Ксения Романенко.

Темой доклада Дмитрия Семенова стала «Borrowing concepts and structures: policy patterns in post-soviet higher education («Заимствуя структуры и концепции: модели проведения образовательной политики в высшем образовании на постсоветском пространстве»).

В своем докладе Дмитрий отразил результаты работы над проектом, посвященным изучению институционального многообразия систем высшего образования в странах постсоветского пространства. В своем выступлении Дмитрий попытался дать ответ на главный вопрос, волнующий исследователей образовательной политики высшего образования: почему реформы по странам приводят к разным результатам и в чем истинная причина этих изменений?

Научный сотрудник Лаборатории Михаил Лисюткин выступил с докладом «From Micromanagement to Macromanagement: Principal-Agent Relationships in Higher Education» («От микроменеджента к макроменеджменту: отношения "принципал-агент" в высшем образовании»), подготовленным в соавторстве с научным руководителем Института Образования НИУ ВШЭ Исаком Давидовичем Фруминым и директором Центра социологии высшего образования Игорем Чириковым.

В докладе были представлены результаты исследования трансформации взаимоотношений государства и университетов, участвующих в так называемых инициативах превосходства в высшем образовании. В качестве основного кейса рассматривался проект по повышению международной конкурентоспособности ведущих российских вузов (Проект "5-100"). Взаимодействие вузов и государства рассматривалось с точки зрения распределения между ними функций принципала (в том числе в исторической ретроспективе).

«Ежегодная конференция CHER одно из ключевых мероприятий в области исследований высшего образования в Европе. Конференция очень селективна и сфокусирована, поэтому качество представленных докладов было очень высоким», - отметил Михаил.

Дарья Платонова выступила с докладом «Expansion and Transformation of Higher Education System: Case of Post-Soviet States” («Расширение и трансформации системы высшего образования: кейс постсоветских государств»). Исак Давидович Фрумин и Дмитрий Семенов выступили в качестве ее соавторов.

В докладе были представлены первые сравнительные результаты международного исследования "Higher education system dynamics and institutional diversity in post-Soviet countries". Фокусом исследования стал вопрос быстрой массовизации в этих странах. «Мы представили анализ статистики, который позволяет выдвигать первые гипотезы, касающиеся системных ресурсов для расширения охвата высшим образования в последние 25 лет.» - пояснили Дмитрий и Дарья.

«CHER одна из самых важных конференций для исследователей высшего образования, на которой можно услышать наиболее актуальные и значимые исследования в сфере. Тот факт, что в этом году конференция проходила в Кембридже (Великобритания), усилил ощущение насыщенной академической среды и вдохновил на новые идеи», - поделилась Дарья своими впечатлениями о конференции.

Аналитик лаборатории "Развитие университетов" и аспирантка первого года программы академической аспирантуры НИУ ВШЭ Ксения Романенко также приняла участие в работе конференции. Ксения представила доклад "Student Identity Transformation and University Mergers" ("Трансформация идентичности студентов при слияниях университетов"), также подготовленный в соавторстве с Исаком Давидовичем Фруминым.

В докладе Ксении были освещены результаты исследования, посвященного опыту университетских объединений в России. В фокусе доклада оказался студенческий опыт в объединяемых вузах - вовлеченность студентов, их отношение к слиянию, а также идентичность с прежними и с новым университетом.

Конференция CHER проводится ежегодно и привлекает около 200 исследователей и экспертов в высшем образовании из разных стран мира.