Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»

Содействие модернизации университетов на основе данных

Тема «Институт образования»

«Суровый, молодежный, вдохновенный»: экспедиция Инобра увидела Мурманск глазами мурманских студентов

«Суровый, молодежный, вдохновенный»: экспедиция Инобра увидела Мурманск глазами мурманских студентов
Поехать по обмену в Норвегию из Мурманска не сложно, сложно заставить себя учиться без постоянного контроля. Конкурс «Студент года» позволяет адаптироваться в университете студентам, приехавшим на учебу в Мурманск из моногородов. Научные сотрудники Кольского научного центра РАН не только занимаются фундаментальной наукой, но и готовят гидов для экологического туризма в Хибинах. Это только малая часть данных, которые привезли участники экспедиции «Университеты за полярным кругом: высшее образование и наука в Мурманской области».

Вузам пора объединяться в сеть

Вузам пора объединяться в сеть
Во всем мире есть высокоселективные вузы, которые привлекают самых талантливых студентов, и университеты, где учатся все остальные. В России эта разница, которую ученые называют вертикальной дифференциацией, еще и закреплена статусом федеральных, опорных университетов, НИУ и Проектом 5-100. Пандемия явно проявила эти различия и сделала их опасными для регионов. Исследователи из лаборатории «Развитие университетов» Инобра и УрФУ изучили, какие последствия она может иметь для разных сегментов вузов. Статья вышла в «Вопросах образования».

«Эффект Матфея» оставляет регионы без магистрантов

«Эффект Матфея» оставляет регионы без магистрантов
Богатый становится еще богаче, сильный – еще сильнее, а шансы остальных на успех лишь падают. В социологии и экономике этот феномен получил название «Эффект Матфея» – по имени евангелиста, писавшего, что «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что есть». Подобную опасность научные сотрудники ПУЛ «Развитие университетов» Сергей Малиновский и Екатерина Шибанова увидели для российских регионов. Среди них есть «магниты», куда стекаются сильные студенты, процветают, а «доноры» теряют в возможностях. Неравенство в высшем образовании растет из-за многих факторов. То, как развивается в России магистратура – один из них.

Вузы слили – студентов не спросили

Вузы слили – студентов не спросили
Несколько лет назад в России началась масштабная кампания по слиянию университетов. В 2015 – 2018 годах эти процессы затронули треть учебных заведений, подконтрольных Минобрнауки. Экономические и прочие эффекты посчитаны, но вопрос, как к этому относились студенты и как это сказалось на их самочувствии, остался за кадром. Проблему исследовала Ксения Романенко, аналитик ПУЛ «Развитие университетов» Инобра. Только что она защитила диссертацию об этом и получила степень PHD in Education.

Вузам предложили свернуть с «особого пути»

Вузам предложили свернуть с «особого пути»
Система высшего образования России уникальна – как минимум, в одном: по степени «концентрации власти» в руках федеральных органов. В других странах, даже похожих, управленческие полномочия переданы в регионы или хотя бы распределены между двумя уровнями власти. Как влияет этот «особый путь» на эффективность и конкуренцию вузов – изучил Олег Лешуков, заведующий проектно-учебной лабораторией «Развитие университетов» Инобра. Он защитил диссертацию и получил степень PhD in Education.

Бюрократия на шелковом пути

Бюрократия на шелковом пути
В 1950-х Советский Союз помог Китаю построить новую систему высшего образования – во многом она оказалась близнецом советской. Затем пути разошлись, но сегодня, если верить политическим заявлениям, две державы – снова братья навек. Однако деклараций и соглашений пока больше, чем реальных общих проектов на уровне вузов и высшей школы в целом. Почему – изучили Исак Фрумин, научный руководитель Инобра ВШЭ, и аналитик ПУЛ «Развитие университетов» Цао Жоци. Их статья «Россия, Китай и Центральная Азия в высшем образовании» опубликована в книге «Китай и Европа на Новом шелковом пути: соединяя университеты по всей Евразии», только что изданной в Оксфорде.