• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Иллюстрация к новости: «Суровый, молодежный, вдохновенный»: экспедиция Инобра увидела Мурманск глазами мурманских студентов

«Суровый, молодежный, вдохновенный»: экспедиция Инобра увидела Мурманск глазами мурманских студентов

Поехать по обмену в Норвегию из Мурманска не сложно, сложно заставить себя учиться без постоянного контроля. Конкурс «Студент года» позволяет адаптироваться в университете студентам, приехавшим на учебу в Мурманск из моногородов. Научные сотрудники Кольского научного центра РАН не только занимаются фундаментальной наукой, но и готовят гидов для экологического туризма в Хибинах. Это только малая часть данных, которые привезли участники экспедиции «Университеты за полярным кругом: высшее образование и наука в Мурманской области».

Иллюстрация к новости: Вузам пора объединяться в сеть

Вузам пора объединяться в сеть

Во всем мире есть высокоселективные вузы, которые привлекают самых талантливых студентов, и университеты, где учатся все остальные. В России эта разница, которую ученые называют вертикальной дифференциацией, еще и закреплена статусом федеральных, опорных университетов, НИУ и Проектом 5-100. Пандемия явно проявила эти различия и сделала их опасными для регионов. Исследователи из лаборатории «Развитие университетов» Инобра и УрФУ изучили, какие последствия она может иметь для разных сегментов вузов. Статья вышла в «Вопросах образования».

Иллюстрация к новости: «Эффект Матфея» оставляет регионы без магистрантов

«Эффект Матфея» оставляет регионы без магистрантов

Богатый становится еще богаче, сильный – еще сильнее, а шансы остальных на успех лишь падают. В социологии и экономике этот феномен получил название «Эффект Матфея» – по имени евангелиста, писавшего, что «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что есть». Подобную опасность научные сотрудники ПУЛ «Развитие университетов» Сергей Малиновский и Екатерина Шибанова увидели для российских регионов. Среди них есть «магниты», куда стекаются сильные студенты, процветают, а «доноры» теряют в возможностях. Неравенство в высшем образовании растет из-за многих факторов. То, как развивается в России магистратура – один из них.

Иллюстрация к новости: Вузы слили – студентов не спросили

Вузы слили – студентов не спросили

Несколько лет назад в России началась масштабная кампания по слиянию университетов. В 2015 – 2018 годах эти процессы затронули треть учебных заведений, подконтрольных Минобрнауки. Экономические и прочие эффекты посчитаны, но вопрос, как к этому относились студенты и как это сказалось на их самочувствии, остался за кадром. Проблему исследовала Ксения Романенко, аналитик ПУЛ «Развитие университетов» Инобра. Только что она защитила диссертацию об этом и получила степень PHD in Education.

Иллюстрация к новости: Вузам предложили свернуть с «особого пути»

Вузам предложили свернуть с «особого пути»

Система высшего образования России уникальна – как минимум, в одном: по степени «концентрации власти» в руках федеральных органов. В других странах, даже похожих, управленческие полномочия переданы в регионы или хотя бы распределены между двумя уровнями власти. Как влияет этот «особый путь» на эффективность и конкуренцию вузов – изучил Олег Лешуков, заведующий проектно-учебной лабораторией «Развитие университетов» Инобра. Он защитил диссертацию и получил степень PhD in Education.

Иллюстрация к новости: Бюрократия на шелковом пути

Бюрократия на шелковом пути

В 1950-х Советский Союз помог Китаю построить новую систему высшего образования – во многом она оказалась близнецом советской. Затем пути разошлись, но сегодня, если верить политическим заявлениям, две державы – снова братья навек. Однако деклараций и соглашений пока больше, чем реальных общих проектов на уровне вузов и высшей школы в целом. Почему – изучили Исак Фрумин, научный руководитель Инобра ВШЭ, и аналитик ПУЛ «Развитие университетов» Цао Жоци. Их статья «Россия, Китай и Центральная Азия в высшем образовании» опубликована в книге «Китай и Европа на Новом шелковом пути: соединяя университеты по всей Евразии», только что изданной в Оксфорде.

Иллюстрация к новости: Неравенство грозит не только студентам, но и вузам

Неравенство грозит не только студентам, но и вузам

Пандемия отменила все долгосрочные прогнозы в высшем образовании. Но строить новые рано: сейчас важно просто понять, что происходит с системой в мировом масштабе, и найти решения на ближайшую перспективу. Об этом говорили на первом круглом столе Международной обсерватории трансформации высшего образования – глобальной исследовательской программы, запущенной по инициативе Инобра и Миланского политеха. Учредителями стали восемь ключевых научных центров при участии Всемирного банка и Международной ассоциации университетов IAU. Значительная часть проектов обсерватории будет открыта и для других исследовательских групп, в том числе, из России. Ведущие эксперты встретились онлайн в ходе конференции исследователей высшего образования, организованной Инобром.

Иллюстрация к новости: Высшему образованию «построили» обсерваторию

Высшему образованию «построили» обсерваторию

Что происходит с высшим образованием в мировом масштабе, что теперь работает, а что нет – предстоит определять заново. Все долгосрочные прогнозы обнулились из-за пандемии. Делать новые предстоит на круглом столе Международной обсерватории трансформаций высшего образования – это будет встреча ведущих мировых экспертов. 30 октября ею завершится 11-ая конференция исследователей высшего образования.

Иллюстрация к новости: Вузы в шторме

Вузы в шторме

Кампусы придётся немедленно закрыть: эта новость, прозвучавшая в середине марта, стала потрясением для всей системы высшего образования. Может, она и не была внезапной: в Россию пришла пандемия коронавируса, а в январе-феврале очные занятия прекратили вузы Китая и Европы. Но мало кто верил, что в такой ситуации удастся мгновенно перевести весь учебный процесс в онлайн. То, что происходило в конце марта – начале апреля в российских вузах, эксперты ВШЭ назвали «Штормом первых недель». Так названо исследование, подготовленное аналитиками Института образования при участии коллег из Минобрнауки, вузов и других организаций. Оно издано в серии «Современная аналитика образования».

«Зеркала» для Казахстана

В Казахском национальном педуниверситете имени Абая создаются «зеркальные лаборатории» с Институтом образования НИУ ВШЭ. Они будут не столько «отражать» для казахской системы образования то, что делают лаборатории Инобра, сколько станут площадкой совместной работы. Университет имени Абая и Высшая школа экономики подписали договор о новых научно-исследовательских работах: он расширяет сотрудничество, которое началось в 2018 году. Институт образования первым в России начал систематическую работу по поддержке вузов стран СНГ через создание совместных исследовательских лабораторий в сфере образования.


12