Новости

В пятом измерении. Быстро меняющемуся миру нужны университеты новых форматов (с)

Комментарий Фариды Загировой изданию "Российская газета" о том, почему предпринимательский университет - это перспективная модель современного высшего образования.

Головная боль и возвращение домой: будни российских студентов на карантине (c)

Головная боль и возвращение домой: будни российских студентов на карантине (c)
На выходе из карантина, в разгар экзаменов и защит, участники студенческого проекта «Повседневность дистанционного обучения» от Лаборатории "Развитие университетов" рассказали "Теориям и практикам" о результатах своего исследования, сфокусированного на теме повседневности студентов и том, как поменялась жизнь студентов в связи с переходом на дистанционное обучение. В статье рассказывается про возвращение в родные города к родителям, борьбу с прокрастинацией, болезни не по возрасту, отношения к онлайн-курсам и новый стиль общения с преподавателями.

Вузы в шторме

Вузы в шторме
Кампусы придётся немедленно закрыть: эта новость, прозвучавшая в середине марта, стала потрясением для всей системы высшего образования. Может, она и не была внезапной: в Россию пришла пандемия коронавируса, а в январе-феврале очные занятия прекратили вузы Китая и Европы. Но мало кто верил, что в такой ситуации удастся мгновенно перевести весь учебный процесс в онлайн. То, что происходило в конце марта – начале апреля в российских вузах, эксперты ВШЭ назвали «Штормом первых недель». Так названо исследование, подготовленное аналитиками Института образования при участии коллег из Минобрнауки, вузов и других организаций. Оно издано в серии «Современная аналитика образования».

Как вузы «перебегали» в дистант

Как вузы «перебегали» в дистант
Что делали российские вузы, когда понадобилось срочно перейти на дистант? Какие платформы выбирали и с какими проблемами сталкивались, как устраивали экзамены и защиты диссертаций, и как помогали студентам, которые оказались в сложной финансовой ситуации? За считанные дни управленцам пришлось принять десятки самых разных решений, и теперь эксперты лаборатории «Развитие университетов» НИУ ВШЭ разбирают их, чтобы другие вузы могли перенять самое полезное.

«Зеркала» для Казахстана

В Казахском национальном педуниверситете имени Абая создаются «зеркальные лаборатории» с Институтом образования НИУ ВШЭ. Они будут не столько «отражать» для казахской системы образования то, что делают лаборатории Инобра, сколько станут площадкой совместной работы. Университет имени Абая и Высшая школа экономики подписали договор о новых научно-исследовательских работах: он расширяет сотрудничество, которое началось в 2018 году. Институт образования первым в России начал систематическую работу по поддержке вузов стран СНГ через создание совместных исследовательских лабораторий в сфере образования.

Дайджест COVID-19: Пандемия и высшее образование

Мы запустили новый еженедельный дайджест, в котором будем освещать актуальные новости и практики, применяемые университетами во время COVID-19.

Обзор российских практик будет выходить каждый понедельник, в то время как дайджест, посвященный мировому опыту - каждую пятницу.

Пять вызовов для вузов — пять мнений международных экспертов

Пять вызовов для вузов — пять мнений международных экспертов
Сегодня университеты закрыты, завтра, возможно, откроются, а что будет послезавтра? Мировые лидеры мнений в сфере высшего образования стараются осмыслить происходящее. Как ударит по университетским бюджетам рецессия. Что ждать выпускникам от рынка труда. Как меняться преподавателям. Чем грозит агрессивная конкуренция вузов и онлайн-курсов.

В любых разговорах о качестве высшего образования самый сложный вопрос в том, как его мерить (c)

Комментарий Олега Лешукова изданию "Комсомольская правда" о качестве и конкурентоспособности российского высшего образования.

Озорные и окаянные

Озорные и окаянные
Самая молодая лаборатория Института образования оказалась самой старшей, и это не единственный парадокс. Десять лет назад в Вышке, где еще не было Инобра, собралась амбициозная студенческая команда. Это была первая проектно-учебная лаборатория – «Развитие университетов». Она сохранила название, хотя по факту сегодня это сильнейший аналитический центр по высшему образованию в России. О секрете – как заниматься масштабными проектами, не забывая о «прикольном», и сохранять командный дух, в режиме «коллективного бессознательного» рассказали Дарья Платонова, Олег Лешуков, Сергей Малиновский, Александр Клягин и Ксения Романенко.

Как будут перераспределять бюджетные места в пользу региональных вузов (с)

Олег Лешуков выступил в качестве эксперта в интервью радио "Комсомольская правда", посвященного дискуссии о перераспределении бюджетных мест в пользу региональных вузов.